Воспитание детей с ДЦП Рекомендации родителям Эмоциональная сфера детей с ДЦП

Детская агрессия — не допустим проблемы

Детская агрессия — тема сегодняшнего разговора. Появление на свет особенного ребенка не связанно напрямую ни с уровнем развитости страны, ни со степенью благосостояния отдельной семьи. Особые дети и адаптироваться к окружающему их обществу будут особенно. Помощь при этом на разных этапах жизни, понадобиться не только им, но и их родителям.

В подростковом возрасте происходят качественные изменения личности человека. Формируется потребность в равноправном и искреннем общении как со взрослыми, так и с ровесниками. Интенсивное половое развитие вызывает возникновение полового влечения, новые переживания и интересы.

Для подростка с особыми потребностями важно непросто быть вместе с товарищами, ему необходимо занять определенное положение. Это стремление и будет мотивировать поступки ребенка. Для одного – это потребность быть лидером, другому достаточно найти близкого друга. И этот друг необязательно должен быть с функциональными ограничениями.

В отношениях со взрослыми тоже все по-новому. Подростки не мирятся с характерными для детства неравноправными отношениями, поскольку уже имеют представление о собственной зрелости и самостоятельности. Они жаждут уважения и доверия, стремятся к самостоятельности, но сами многого сделать не могут.

Агрессия у подростка с ДЦП? Не допустим проблемы

Особенности становления личности подростка с ДЦП зависят не столько от структуры заболевания, сколько от отношения к нему социума. Разные формы агрессии свойственны большинству детей, они могут обостряться в зависимости от периода жизни. Но у подростков с ДЦП агрессия из формы поведения к юношескому периоду может превратиться в качество личности. Поэтому нужно знать, что проявление агрессии может стать реальной проблемой социализации особого ребенка.

Преодолеваем агрессию с помощью канистерапии

Одна из эффективных методик – канистерапия – применяется на практике уже более 50-ти лет. Автор концепции «пет-терапии» – терапии с помощью животных – Борис Левинсон. Психиатр из США обнаружил положительную реакцию своих маленьких пациентов на собаку, сопровождавшую его на сеансах лечения. Успех канистерапии прост: присутствие животного избавляет ребенка от одиночества и страха, убирает эмоциональное напряжение. Собака способна чутко уловить настроение человека, тонко и быстро на него отреагировать. Ухаживая за собакой, ребенок с ДЦП развивает мелкую моторику.

Дрессируя животное, он тренирует речь и что очень важно – получая мотивацию к движению – развивает двигательные функции ног и рук. Четвероногий друг буквально «выводит в свет» своего хозяина. Участвуя в выставках и соревнованиях с собакой, подросток с ДЦП ведет активный образ жизни, не чувствуя особенностей своих возможностей. Занятия проводит кинолог совместно с психологом.

Разработаны системы упражнений, они учитывают особенности диагноза. Собаки для терапии проходят тщательный отбор, тестирование и обучение. Основной принцип такого лечения – игровая форма и ненавязчивая манера проведения занятия.

Канистерапия, пожалуй, самый востребованный вид терапии с помощью животных. Он привлекает своей доступностью: приятен для ребенка и необременителен для взрослых.

Как следует себя вести, если подросток с ДЦП проявляет агрессию

1. Спокойствие, только спокойствие.

В случае, когда агрессия объяснима, и нет прямой угрозы, применяем «стратегии позитива»:

  • игнорируем проявление агрессивности;
  • выражаем понимание («Понимаю, почему тебе обидно, но…»);
  • предлагаем совместное выполнение задания, переключая внимание («Пожалуйста, помоги мне…»);
  • позитивное решение («Ты злишься из-за усталости, предлагаю отдохнуть»).

2. Контролируем свои эмоции.

Демонстрация подростком агрессивного поведения чаще всего рождает сильные негативные чувства: возмущение и раздражение, гнев, страх, и даже беспомощность. Управляя этими эмоциями можно сохранить дружеские отношения со своим подростком, демонстрируя ему способ взаимодействия с агрессивно настроенным человеком.

3. Включаем «обратную связь»:

  • устанавливаем факт («Ты ведешь себя…»);
  • пытаемся выяснить мотив («Ты собираешься обидеть меня?», «Ты хочешь показать свою силу?»);
  • не скрываем свое отношение к ситуации («Мне не нравится, если…»).

4. Все можно обсудить

Обсуждение инцидента проходит сразу после того, как ситуация успокоилась. Разговор происходит наедине, объективно и спокойно. Поясняется разрушительный характер агрессии не только для участников ситуации, но и для самого подростка.

5. Укрепляем репутацию подростка

Подростку с ДЦП, как никому другому, сложно признать свою неправоту, получить негативную оценку. Ваш ребенок будет использовать любой механизм защиты, чтобы избежать публичного осуждения. Он прав, поскольку закрепившаяся плохая репутация может стать мотивом агрессивного поведения. Наши действия:

  • при свидетелях сводим вину к минимуму («Ты сделал это нечаянно»), но позже, в личной беседе, показываем истину;
  • предлагаем компромисс.

Они такие разные

В реальной жизни встречаются разные типы агрессии. Учитывая это, вы сможете правильно выстроить отношения со своим подростком.

  1. Кирилл,15 лет, гиперактивно-агрессивный подросток. Воспитан в атмосфере вседозволенности, попадая в группу сверстников, проявляет агрессию в связи с тем, что ребята не желают признавать его «исключительность». Совет: обязательно развивайте сопереживание не только к сверстникам, но и ко всему живому. Учите принимать на себя ответственность, признавать ошибки.
  2. Марат, 13 лет, агрессивно-обидчивый подросток. Агрессия провоцируется особенностями нервной системы, половым созреванием. Характерна повышенная раздражительность, чувствительность. Совет: учитесь снижать напряжение, примените шумную, но недолгую игру. Избегайте ситуаций, заведомо провоцирующих перенапряжения.
  3. Николай, 12 лет, агрессивно-боязливый подросток. Свойственные ему подозрительность и враждебность – всего лишь защита, вполне возможно, от мнимой угрозы. Совет: моделируйте опасную ситуацию, обыгрывайте ее и переживайте вместе с подростком. Работайте с ситуацией так, чтобы получилось балансировать на границе опасно/безопасно, с периодическим перевесом безопасности.
  4. Елена, 13 лет, «агрессивный оппозиционер». Часто грубит, но только родителям. Очевидно, они перестали быть образцом для девушки, и когда ей что-либо не удается, она позволяет себе переносить на родителей свои проблемы и настроение. Совет: начинайте решать проблемы сообща. Заинтересуйте совместной деятельностью, в которой вы – «спец».
  5. Ольга, 16 лет, «бесчувственный агрессор». В связи с нарушением интеллектуального развития снижен эмоциональный отклик, способность к сочувствию. Совет: стимулируйте проявления доброты, желание прийти на помощь. Обращайте внимание на эмоциональное состояние людей. Приучайте нести ответственность за агрессию: «А теперь надо извиниться».

Совершая переход от детства к юности, подросток с ДЦП овладевает новыми социальными функциями. Искренность и последовательность поступков взрослого обязательно поможет подростку принять к «исполнению» неагрессивную модель поведения.

(0) комментариев

  1. Мария говорит:

    Одна из самых познавательных статей, которые приходилось читать. Дети с ДЦП — особенные дети. Да, в теле есть сбой, но голова у многих — ясна! Аутисты, например, пребывают в своём внутреннем мире, который нам никогда не разгадать. Уверена, что здесь почти всё зависит от родителей. Терпимость, нежность, доброта и разумная строгость делают своё. Очень важно, чтобы ребенок не стал пользоваться тем, что его жалеют. Только чуткая мать может почувствовать, как себя вести в тот или иной миг.

  2. gorda говорит:

    Вы правильно сказали о жалении ребенка. Чрезмерное жаление исходит от жалости, а жалость совсем не то чувство, в котором нуждается особенный ребенок, как и любой человек попавший в трудную жизненную ситуацию и нуждающийся в посторонней помощи.

    «Терпимость, нежность, доброта и разумная строгость» — говорите вы, добавить можно еще только одно — любовь. Вот на этих чувствах нужно строить отношения.

  3. Vladddd говорит:

    Агрессия действительно не допустима! Воспитание в этом плане необходимо начинать с самого младенчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *