Философское кафе. Общение

Армянские храмы на Дону

Приветствую Вас мои читатели! Сегодня я отвлекусь от основной тематики и уделю немного времени тому о чем не стоит забывать — истории. В данном случае, истории появления колонии армян на Дону, а в центре этой истории армянские Храмы, остатки которых являются памятниками архитектуры и храмового зодчества.

Армянские поселения на Дону

История переселения колонии крымских армян на Дон скорее драматическая, чем героическая, поскольку переселение это было вынужденным. Армянское население Крыма хоть и было ориентировано на Россию, но переселения не желало. Однако этого требовали экономическая и политическая ситуация того времени.

9 марта 1778 года Императрицей Екатериной II был издан Указ о переселении. В Указе говорилось, что переселение это должно быть добровольным, поэтому исполнителям надлежало объяснять и убеждать переселенцев любым образом. Особенно отмечалось в Указе:

… чтобы переселенцы на новом месте не имели ни в чем недостатка, снабжены были как достаточным числом земли, так и нужными к заведению домостроительства пособиями из казны нашей.

Указ о переселени

Исполнение переселения было поручено молодому русскому генералу Александру Васильевичу Суворову.

В связи с этим А.В.Суворов посетил армянские поселения в Крыму – города и села. И был удивлен и обескуражен увиденным, это были города с водопроводом, бассейнами и фонтанами, церкви с древней церковной утварью, вывезенной еще несколько веков назад из Армении, шелкопрядильные фабрики, кожевенные заводы, мельницы, сады и виноградники. Спланированные селения, с хорошим водоснабжением, добротные каменные усадьбы, дома и амбары, крытые черепицей и многое другое.

Суворов с большим сочувствием отнесся к переселенцам, увидел весь драматизм этого переселения, он не ожидал, что этому трудолюбивому и сильному народу предстоит бросить настолько обеспеченный и благоустроенный быт, и отправиться в неведомые дали. Суворов обещал переселенцам лично участвовать в их устройстве на новом месте и слово свое сдержал.

Началось переселение в августе 1778 года и длилось 13 месяцев. Тремя караванами на подводах двинулись переселенцы из Крыма. Нужно ли говорить сколько лишений и страданий выпало на их долю, это и болезни, и трудности, которые принесла с собой зима и холода, заставшие их в пути, каждый третий не добрался до нового места жительства.

Караван переселенцев

Караван переселенцев

Таким образом в 1779 году на Дону появились первые армянские поселения: город Нахичевань-на-Дону, который теперь является одним из районов города Ростов-на-Дону и села — Чалтырь, Большие Салы, Султан Салы, Несветай и Крым.

Существует легенда, что село Несветай своим «неармянским» именем обязано украинскому казаку Несвиту, который в суровую зиму, заставшую переселенцев в пути, спас несколько армянских семей. Из уважения к этому доброму человеку его именем и было названо село.

Удивительно, но едва обосновавшись на новом месте, армяне начали строительство своих поселков с возведения церквей, всего их было построено около 20.

Источник

Некоторые из них, построенные в те давние времена, сохранились до наших дней. Древние армянские храмы в селах Несветай и Султан Салы и стали целью нашего небольшого путешествия.

Что меня поразило и глубоко тронуло.

Направляясь в Несветай, решили заехать по пути в Большие Салы. Как же не заехать в село, которое упоминается в рассказе А.П.Чехова «Красавицы»!

Остановились в центре поселка, прогулялись по центральной улице и зашли в местную церковь. Время её постройки 1860 год. Церковь носит имя Сурб Аствацацин или Церковь Пресвятой Богородицы. Она восстановлена и является действующей.

Церковь Сурб Аствацацин

Церковь Сурб Аствацацин

В тот момент мы были единственными посетителями Церкви, встретила нас немолодая женщина. Когда я попыталась с ней заговорить, то поняла, что она плохо говорит по-русски! И мне подумалось, какого же уважения заслуживает народ, который, вдумайтесь!, шесть столетий прожил в Крыму, уже почти три столетия живет в России и при этом сохранил свой язык и его диалект, свои национальные обычаи, обряды и культуру?!

Армянская Церковь Сурб Карапета или Иоанна Предтечи в селе Несветай

Даже полуразрушенная она впечатляет своим величием и красотой. Построенная в 1892 году, она пережила революцию, и две войны.

Церковь Сурб Карапета

В 1937 году её закрыли и разграбили, надругались, сняли кресты и сделали из неё сарай. Во время Великой Отечественной войны она держала оборону на подступах к Ростову. До сих пор в её основном куполе зияют отверстия от снарядов. В 50-х годах прошлого столетия часть её стен разобрали и построили из них коровник.

Армянские храмы на Дону

Но! Уложенные по высочайшим инженерно-архитектурным законам кирпичи продолжают сохранять прочность и купол держится.

Купол храма в селе Несветай

На стенах явно видны остатки художественной росписи, и краски не потускнели. На оконных проемах сохранились фрагменты кованных решеток, образцы кузнечного искусства.

Роспись храма

Величественно возвышается она над мирской суетой и, ни предки наши не смогли, как ни старались, ни современники не смогут осквернить то, что является святым и вечным.

Церковь Сурб Карапет в селе Несветай

Церковь Сурб Карапет в селе Несветай

Армянская Церковь Сурб Геворг или Церковь Георгия Победоносца в селе Султан-Салы

Первое упоминание о каменной церкви в Султан Салах относится к 1795 году. Позже по каким-то причинам церковь была разрушена и обворована. Сельчане посчитали, что вместо восстановления полуразрушенной церкви лучше построить новую, что и было сделано в 1850 году.

Церковь Сурб Геворг в селе Султан Салы

Церковь Сурб Геворг в селе Султан Салы

Однако, на этом её напасти не закончились. Источники утверждают, что 28 октября 1896 года во время сильнейшей бури был снесен купол церкви вместе с крестом.

А в 1930 году, время безбожия, её постигла участь многих других церквей – разграбление и закрытие.

Остатки декора

Особенно сильно церковь пострадала во время Великой Отечественной войны. Следы былых грозных времен и ныне видны на её стенах. Выщербленные от пуль стены, следы разрывов снарядов, зияющие глазницы пустых окон.

Церковь Сурб Геворг

Но, несмотря на всё, эту полуразрушенную церковь можно считать действующей! Похоже, что, таблички о том, что заходить внутрь опасно т.к. памятник архитектуры разрушается, никого не останавливают и внутри явно видно присутствие прихожан. Иконы, свечи, цветы.

Иконостас

Местные рассказывают, что однажды в окрестностях церкви нашли овальный камень, на котором высечен христианский крест. Камень вернули в церковь и в это момент многие, сквозь разрушенный свод церкви, видели столб света, исходивший с небес. С тех пор церковь считается живой и имеет свой приход.

Камень с крестом занимают почетное место в каменной нише церкви и является предметом почитания и поклонения прихожан.

Говорят, что армянской диаспорой поднимался вопрос о восстановлении храма, но якобы было сделано заключение о том, что нынешние стены уже не выдержат перестройки. Конечно, в наш век сверх и нано возможностей – возможно все!, но это стоит больших денег.

Армянский храм Султан Салы

Так и стоит она величаво на высоком холме, невольно притягивая взгляды жителей и гостей села Султан Салы. И не зависимо от того верующий вы человек или нет, не почувствовать ту благодать, которая исходит от храма невозможно. И от этого особенно печально, ведь разрушается и уходит не просто памятник архитектуры, а нечто большее и невосполнимое…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *