Дефектологическое сопровождение детей с ДЦП — эффективная коррекция, качественный результат

Дефектологическое сопровождение детей с ДЦП позволяет овладеть тем обязательным минимумом знаний и навыков, которые необходимы в повседневной жизни.

Дефектологическое сопровождение детей с ДЦП должно состоять в специализированной помощи для овладения тем обязательным минимумом знаний и возможностей, которые необходимы в повседневной жизни. Учитывая тот факт, что данное заболевание выдвигает двигательные нарушения как ведущий дефект, сопровождающийся аномалией моторного развития, самое важное – ликвидировать его негативное воздействие на нервно-психические функции ребенка.

Дефектологическое сопровождение и ДЦП: важность и необходимость

Слабое ощущение собственных движений, затрудненность элементарных действий, сложности взаимодействия с предметами, повышенная утомляемость и т.п. двигательное беспокойство (излишняя суетливость, усиленная жестикуляция и гримасничанье, слюнотечение) – все это затрудняет полноценное передвижение, сводя на нет совершенствование навыков самообслуживания.

Именно поэтому педагог-дефектолог обязан организовать дефектологическое сопровождение, создать необходимые условия для нормального формирования познавательной активности, творческой инициативы, развития воли, мотивации и регулировки психоэмоционального баланса ребенка. Эффект должен быть достигнут благодаря комплексному, системному воздействию, состоящему из многих компонентов – начиная от медикаментозного и заканчивая ортопедическим.

Цели и задачи коррекционной работы

Ключевая цель коррекционной работы – это развитие и коррекция двигательной активности конечностей, формирование здоровой моторики, отвечающей за речь, эволюцию личности ребенка и его способность адаптироваться в обществе. Детям должны быть оказаны все виды помощи, подкрепленные позитивными взглядами на жизнь, семью и общество, обучение и труд, разумеется, учитывая формы и степени тяжести заболевания, а также особенности развития и характер психических функций. Основными задачами является:

  1. создание эмоционального круга общения со взрослыми на речевом, предметно-действенном и игровых уровнях;
  2. нормализация мышечного тонуса, налаживание артикуляции и подвижности ее органов, зрительно-моторной координации;
  3. налаживание речевой и звуковой активности, а также стимуляция голосовых реакций с последующим развитием сенсорных процессов, формированием пространственных и временных представлений;
  4. развитие речи и голоса с пониманием предмета разговора, расширение знаний и представлений о законах окружающего мира;
  5. развитие силы рук и подготовка к способности письма, мотивация предпосылок к интеллектуальной деятельности, формированию математических представлений;
  6. овладение элементарными навыками самообслуживания и гигиены.

Помощь родителям

Родители являются основными участниками и неотъемлемой частью дефектологического сопровождения, целью которого является социализация ребенка. В первую очередь, это обусловлено тем, что семья и ближайшее окружение играют ключевое значение в процессе становления маленькой личности.

Поэтому очень важно со стороны родителей организовать быт, досуг и воспитание таким образом, чтобы максимально сгладить негативные моменты состояния ребенка и мотивировать позитивные, соблюдая правильный режим дня, организовывая комплексные и системные занятия, формируя адекватную самооценку и развивая важные во взрослой жизни волевые качества.

Помощь родителям заключается, в первую очередь, в понимании. Понимании того, что особенный ребенок – это не просто беспомощный малыш. Это, прежде всего, личность, способности которой ограничены. Очень часто родительское стремление перерастает в банальное желание того, чтобы ребенок самостоятельно принимал пищу, одевался и совершал элементарные гигиенические процедуры.

Безусловно, это важно, но еще более важно, чтобы ребенок четко понимал свои обязанности, развивал интерес к труду. Таким образом, ребенок будет чувствовать себя нужным, полезным, обретет уверенность в собственных силах – и это самое главное. Задача специалиста в данном случае – помочь родителям в преодолении трудностей, которые связаны в непонимании окружающих, определении жизненных приоритетов, гармонизации семейных отношений.

Результативность и эффективность

В ходе коррекционной работы может быть достигнута совокупность положительных результатов. Это и нормализация тонуса мышц с коррекцией кормления, и развитие дыхания, и связная речь, и координация движений с элементарными навыками ухода за собой.

Дорогие родители, не избавляйте ребенка от жизненных испытаний и трудностей, прекратите опекать и оберегать малыша от перипетий судьбы – и вы убережете чадо от пассивности, лености и, следовательно, нулевых результатов труда. Будьте добры, терпеливы, но в то же время требовательны к своему чаду, развивая правильное отношение к состоянию собственного здоровья и физическим возможностям. Учите ребенка смотреть на себя, как на полноценную часть общества, способную достичь пусть не максимальных, но своих собственных успехов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *