Воспитание детей с ДЦП Рекомендации родителям

Дефектологическое сопровождение детей с ДЦП — эффективная коррекция, качественный результат

Дефектологическое сопровождение детей с ДЦП должно состоять в специализированной помощи для овладения тем обязательным минимумом знаний и возможностей, которые необходимы в повседневной жизни. Учитывая тот факт, что данное заболевание выдвигает двигательные нарушения как ведущий дефект, сопровождающийся аномалией моторного развития, самое важное – ликвидировать его негативное воздействие на нервно-психические функции ребенка.

Дефектологическое сопровождение и ДЦП: важность и необходимость

Слабое ощущение собственных движений, затрудненность элементарных действий, сложности взаимодействия с предметами, повышенная утомляемость и т.п. двигательное беспокойство (излишняя суетливость, усиленная жестикуляция и гримасничанье, слюнотечение) – все это затрудняет полноценное передвижение, сводя на нет совершенствование навыков самообслуживания.

Именно поэтому педагог-дефектолог обязан организовать дефектологическое сопровождение, создать необходимые условия для нормального формирования познавательной активности, творческой инициативы, развития воли, мотивации и регулировки психоэмоционального баланса ребенка. Эффект должен быть достигнут благодаря комплексному, системному воздействию, состоящему из многих компонентов – начиная от медикаментозного и заканчивая ортопедическим.

Цели и задачи коррекционной работы

Ключевая цель коррекционной работы – это развитие и коррекция двигательной активности конечностей, формирование здоровой моторики, отвечающей за речь, эволюцию личности ребенка и его способность адаптироваться в обществе. Детям должны быть оказаны все виды помощи, подкрепленные позитивными взглядами на жизнь, семью и общество, обучение и труд, разумеется, учитывая формы и степени тяжести заболевания, а также особенности развития и характер психических функций. Основными задачами является:

  1. создание эмоционального круга общения со взрослыми на речевом, предметно-действенном и игровых уровнях;
  2. нормализация мышечного тонуса, налаживание артикуляции и подвижности ее органов, зрительно-моторной координации;
  3. налаживание речевой и звуковой активности, а также стимуляция голосовых реакций с последующим развитием сенсорных процессов, формированием пространственных и временных представлений;
  4. развитие речи и голоса с пониманием предмета разговора, расширение знаний и представлений о законах окружающего мира;
  5. развитие силы рук и подготовка к способности письма, мотивация предпосылок к интеллектуальной деятельности, формированию математических представлений;
  6. овладение элементарными навыками самообслуживания и гигиены.

Помощь родителям

Родители являются основными участниками и неотъемлемой частью дефектологического сопровождения, целью которого является социализация ребенка. В первую очередь, это обусловлено тем, что семья и ближайшее окружение играют ключевое значение в процессе становления маленькой личности.

Поэтому очень важно со стороны родителей организовать быт, досуг и воспитание таким образом, чтобы максимально сгладить негативные моменты состояния ребенка и мотивировать позитивные, соблюдая правильный режим дня, организовывая комплексные и системные занятия, формируя адекватную самооценку и развивая важные во взрослой жизни волевые качества.

Помощь родителям заключается, в первую очередь, в понимании. Понимании того, что особенный ребенок – это не просто беспомощный малыш. Это, прежде всего, личность, способности которой ограничены. Очень часто родительское стремление перерастает в банальное желание того, чтобы ребенок самостоятельно принимал пищу, одевался и совершал элементарные гигиенические процедуры.

Безусловно, это важно, но еще более важно, чтобы ребенок четко понимал свои обязанности, развивал интерес к труду. Таким образом, ребенок будет чувствовать себя нужным, полезным, обретет уверенность в собственных силах – и это самое главное. Задача специалиста в данном случае – помочь родителям в преодолении трудностей, которые связаны в непонимании окружающих, определении жизненных приоритетов, гармонизации семейных отношений.

Результативность и эффективность

В ходе коррекционной работы может быть достигнута совокупность положительных результатов. Это и нормализация тонуса мышц с коррекцией кормления, и развитие дыхания, и связная речь, и координация движений с элементарными навыками ухода за собой.

Дорогие родители, не избавляйте ребенка от жизненных испытаний и трудностей, прекратите опекать и оберегать малыша от перипетий судьбы – и вы убережете чадо от пассивности, лености и, следовательно, нулевых результатов труда. Будьте добры, терпеливы, но в то же время требовательны к своему чаду, развивая правильное отношение к состоянию собственного здоровья и физическим возможностям. Учите ребенка смотреть на себя, как на полноценную часть общества, способную достичь пусть не максимальных, но своих собственных успехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *