Формы дизартрии и эффективная коррекция

В зависимости от формы дизартрии, наблюдаеются несовершенная просодика, проблемы с речевым дыханием, голосом и артикуляцией, смазанность выговора.

Достаточно распространенным явлением у деток с детским церебральным параличом являются разнообразные речевые нарушения, которые редко встречаются в изолированном виде и являются следствием тяжелых поражений ЦНС. При этом самым частым и наиболее сложным расстройством является дизартрия, которая выражается в нарушении произносительной стороны речи вследствие недостаточности развития речевой мускулатуры. При дизартрии наблюдается несовершенная просодика, проблемы с речевым дыханием, голосом и артикуляцией, смазанность и нечеткость выговора. Формы дизартрии — цель нашего сегодняшнего разговора.

Особенности и формы дизартрии

Диагностируется дизартрия в серьезной, которая в большинстве случаев устанавливается вместе с диагнозом ДЦП, и поверхностной формах. В первом случае обязательным условием является логопедическая и врачебная помощь. По степени выраженности дизартрия классифицируется на следующие подвиды.

  1. Стертая дизартрия – это, в первую очередь, нарушения речевой моторики, ведущим дефектом которой является фонетическое расстройство в виде межзубного произношения, невнятного «р», замены шипящих звуков на свистящие, которые произносятся в искаженном виде. Этому виду расстройств могут быть присущи такие явления, как нарушение речевых модуляций и дыхания, а также ряд неречевых симптомов, таких как отклонения в развитии установочных рефлексов и психомоторики.
  2. Выраженная – для которой характерно использование речи, но малопонятной и нечленораздельной, с явным нарушением звукопроизношения, интонационной выразительности.
  3. Анартрия – абсолютная невозможность владения речевой функцией.

В зависимости от локализации очага поражения выделяют следующие формы дизартрии:

  1. Псевдобульбарная – в этом случае артикуляция гласных сдвигается назад, согласные звучат слишком приглушенно, сипло и хрипло или наоборот звонко. Характерным явлением является монотонность речи, ее замедленный темп, закрытая гнусавость, сложность артикуляции твердых согласных, «обрывание» концов слов.
  2. Бульбарная выражается в слабости голоса, глухоте и «истощенности» тембра, оглушенности гласных и звонких согласных, нарушении речевой плавности. При этой форме дизартрии речь для ребенка представляет собой утомительный и изматывающий процесс с затруднением глотания.
  3. При корковой форме поражаются те отделы мозга, которые связаны с мышцами, принимающими участие в артикуляции, поэтому ярко выраженными в данном случае являются расстройства произнесения слогов одновременным с сохранением структуры слова. Корковая дизартрия при ДЦП, в свою очередь, может быть представлена двумя формами – постцентральной и премоторной. Для первой характерно смешение признаков согласных, для второй – пропуски согласных, замена звонких на глухие, мягких – на твердые.
  4. Экстрапирамидная, или подкорковая проявляется смазанностью и невнятностью речи с характерным разговором «в нос», нарушениями темпа речи и ее интонационно-выразительного окраса.
  5. Мозжечковая обуславливает появление скандированной, растянутой, недостаточно внятной речи с искажением модуляции и громкости звука.

Методы лечения и коррекции

Лечение дизартрии обязательно должно носить комплексный характер с использованием как современных медикаментозных методик, так и лечебной физкультуры, массажа (точечного и сегментарно-рефлекторного), а также нестандартных способов, к примеру, путем применения музыкально-театрализованной деятельности. При этом основное внимание должно уделяться развитию фонетического слуха, пополнению словаря и улучшению грамматического строя, потому что дети с дизартрией, как правило, тяжело усваивают письменную речь. Коррекция дизартрии также включает такие меры, как применение лечебных ванн и физиотерапии, углоукалывания, механо- и гирудотерапии.

Логопедические занятия включают в себя развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, активацию речевого аппарата путем логопедического массажа и артикуляционных упражнений, развитие физиологического и речевого дыхания, применение ортофонических приемов для улучшения голоса, коррекцию и усовершенствование произнесения звуков, работу над выразительностью речи и развитием ее коммуникации.

Родители должны принять во внимание, что такое явление, как дизартрия, требует дополнительных индивидуальных занятий не только со специалистами, но и дома. Для этого понадобится много времени и терпения. Желаем успехов в достижении результатов обучения: не бойтесь ставить перед детьми четкие задачи, передавать им инициативу и направлять их деятельность в нужное русло. Делитесь нашим совместным опытом в социальных сетях и будьте здоровы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *