«…гениальность исчезла, как бывает оно с вундеркиндами в узком значении слова — с каким-нибудь кудрявым, смазливым мальчиком, управлявшим оркестром или укрощавшим гремучий, громадный рояль, у пальмы, на освещенной как Африка сцене, но впоследствии становящимся совершенно второстепенным, лысоватым музыкантом, с грустными глазами и какой-нибудь редкой внутренней опухолью, и чем-то тяжелым и смутно-уродливым в очерке евнушьих бедер…» (В. Набоков «Другие Берега»)
Несложно найти параллели между юными музыкантами 19 века, вундеркиндами конца 20-го и детьми-индиго начала 21-го. Десятилетний музыкант изумляет точно так же как и 14-ти летний студент университета, или дошкольник, обучающий бабушку азам работы на компьютере.
Статьи и сюжеты о чудо-детях время от времени появляются в СМИ и кажется, что блестящий страт должен обеспечить столь же блистательный полет с непременным визитом в Стокгольм для получения Нобелевской премии. Здесь, однако, сталкиваемся с парадоксом: люди, продвигавшие науку вперед, в детстве не только «не тянули» на вундеркиндов и индиго, но в самых крайних случаях даже считались идиотами, как например:
- Альберт Эйнштейн, который, говорят, до конца жизни пользовался шпаргалкой с таблицей умножения.
- Исаак Ньютон был в школе последним по успеваемости.
Из примеров современных:
- Билл Гейтс, считавшийся в школе бестолковым кривлякой — даже попытки родителей платить ему за хорошие отметки ни к чему не привели.
- Стив Джобс, в школе перебивавшийся с тройки на четверку.
Напрашивается вывод, что получаемые сведения можно сравнить с деталями конструктора. Благодаря отличной памяти, ребенок может иметь в своей копилке количество деталек в несколько раз превышающее общепринятый, стандартный набор, демонстрация которого приводит сторонних людей в восторг.
Современный выпускник, сдающий ЕГЭ по физике, обладает знаниями, которых не было ни у одного из ученых начала прошлого века, но это не делает его ближе к великим умам прошлого. Потому что набор деталей не дает умения составлять из них комбинации.
Более того, если в аграрном или индустриальном обществе способный человек мог стать ходячей энциклопедией, вмещавшей в себе мегабайты актуальных знаний о мире, и на протяжении жизни этот объем лишь понемногу дополнялся открытиями современников, то в современном, информационном, обществе знания зачастую устаревают прежде, чем выйдет в набор книга, призванная о них рассказать. Значение имеет не общее количество информации, не ее скоротечная новизна, а скорость, с которой удается лавировать между ее источниками и способность к сопоставлению.
Правила игры несколько изменились. Поразмышляем теперь о том, как это может отразиться собственно на игроках. Акции усидчивых, памятливых на усвоенное, несомненно, упадут в цене, ибо быстроменяющийся мир, с моментальным доступом к любой информации, ориентирован на скорость, а не на бережливость. Должен измениться алгоритм обработки входящей информации. До определенного времени все мы успешно пользовались установленной с детства программой чтения и эту полезную способность погружаться в многостраничный текст переносили на решение любых объектов окружающего мира. Но для чтения WEB-документов нужны прямо противоположные навыки. Не умение концентрироваться, а умение моментально переключаться, потому что в интернете необходимые сведения находятся, образно выражаясь, не на железнодорожном маршруте с линейной последовательностью, когда нужно лишь иметь терпение доехать=дочитать от пункта А до пункта Б, а разбросаны по нескольким различным точкам и задача — найти возможно короткий маршрут, лавируя между гиперссылками.
Разумеется, это изменит, пусть и не сразу, облик вундеркинда будущего и возможно уже не усидчивость станет синонимом прилежания, а наоборот, способность к быстрому переключению и мука и современных воспитателей и учителей — дети с синдромом дефицита внимания скоро перейдут из аутсайдеров в лидеры. Ведь правила игры действительно изменились.
(Ювеналий Балабас. 2014 г.)
Дорогие читатели! Если статья была вам интересна, оставьте свой отзыв, пожалуйста. Мне важно ваше мнение. Это позволит сделать блог более интересным и полезным. Также вы можете сказать «Спасибо!» автору статьи, нажав на кнопку социальных сетей и поделиться информацией с вашими друзьями.
Я думаю гениальность заключается не в знаниях, и не согласен немного с приведенным примером: «Современный выпускник, сдающий ЕГЭ по физике, обладает знаниями, которых не было ни у одного из ученых начала прошлого века, но это не делает его ближе к великим умам прошлого.» Так как уже начал говорить выше, гениальность не заключается в знаниях, гениальность это видеть то что не дано видеть другим. Эйнштейн не был бы Эйнштейном если бы он мыслил рациональна как и все его современники. Именно это и отделяет простых люде от выдающихся.
Мне 55 лет. Осваивая интернет, не перестаю удивляться той скорости, с какой сейчас движется информация и наука. Хочется сказать, что гениальность и работоспособность — единый организм. То, что слишком ярко вспыхнуло — быстро потухло. Протирать штаны без умственных способностей — пустое занятие. Появление новых звезд на небосклоне науки непредсказуемо и стоит ли так масштабно поднимать эту тему? Нас окружают миллионы обычных малышей. За ними бы уследить. А ведь кто-то из них потенциальный гений.
Думаю, что внимания заслуживают все дети. Именно внимания, которое мы взрослые порой заменяем чрезмерной опекой, не давая, таким образом, развиться в достаточной степени индивидуальности ребенка.
Вопрос в том, что детская одаренность не означает гениальность с возрастом и наоборот, кажущаяся посредственность вполне может вырасти в гениальность. Почему так происходит — тема для масштабного исследования, в рамках статьи не изложить.
И второй вопрос — знания и их объем. Запомнить, вызубрить тысячи правил, законов, теорем и пр. и не уметь ими пользоваться, применять в жизни. Или второй вариант, не зубрить, а иметь общее представление и самое важное! — уметь пользоваться информацией.