Игра и ребенок с церебральным параличом

Игра и ребенок. Роль игры в формировании навыков общения. Выбор игр и игрушек. Библиотека игрушек.

Для любого ребенка игра – это немножко работа; она средство для развития моторики и интеллекта, коммуникации и эмоций. Взаимодействие — игра и ребенок (особенно ребенок с ДЦП) имеет особое значение, ведь начнется она только тогда, когда малыш сможет что-нибудь сделать сам. Двигательные нарушения, трудности связанные с несовершенством восприятия и внимания привносят в игровую деятельность такого ребенка свои нюансы. Огромное значение приобретает наша помощь, поддержка и руководство. Именно благодаря этому, ребенок с особыми потребностями получит от игры и пользу, и удовольствие.

Как помогаем

  • Обеспечиваем надежность опоры, устойчивое положение тела;
  • помогаем закрепить позу, положение рук, «раскрытие» кистей;
  • учим концентрировать внимание:

— предоставляем выбор – «одно из двух»;

— убираем из поля зрения все способные отвлечь предметы;

— организуем тишину;

  • учитываем усидчивость, особенности внимания и предпочтения ребенка при выборе игры;
  • предоставляем возможность исследования, самостоятельного выбора темпа.

Простые игры

  1. Игры с водой хороши тем, что позволяют даже незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию. Предоставив в распоряжение ребенка сосуд с пенной водой, вы позволите ему нарабатывать «автоматизмы» — совершать не контролируемые зрением движения руками.

  1. Игры с песком разовьют и усовершенствуют тактильную чувствительность и моторику кисти, привлекут и удержат внимание ребенка своей динамичностью. Перемешивание и пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито – эти нехитрые манипуляции успокоят и принесут положительные эмоции в любом возрасте.

  1. Поделки могут быть разной сложности. Самые простые можно изготовить вместе. Понятно, что степень самостоятельности ребенка напрямую зависит от его возможностей в данный момент.
  • «Мячики». Легкие и безопасные, их можно скатать из фольги или бумаги.
  • «Маракасы». В небольшие пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!
  • «шурШАРИКИ». Теперь наполняем мелкими предметами слегка надутые шарики, один оставляем пустым. Ощупываем и отгадываем: «что внутри?»
  • Самодельная тактильная книга.

  1. Книги. Ткани различной фактуры и плотности, разные природные материалы, пуговицы и монетки, блистеры от лекарств, фольга и семена растений – вот неполный список «информации» на страничках вашей первой, тактильной книги.

Откройте ладошку малыша и поводите ею по странице, поясняя при этом возникающие ощущения. Интересен вариант мягкой книги со съемными — на липучках или пуговицах — фактурными деталями. Представьте себе: в книге динамичные, способные меняться картины; она разбирается на части (змейки-молнии) или застегивается на пряжку.

Роль книги может играть фотоальбом, альбом с марками или наклейками. При выборе настоящей книги начните с экземпляра в твердой обложке и плотными, не глянцевыми страницами. Если книга будет знакомить вашего ребенка с предметами или животными, учтите несложные правила:

— изображения крупные, на одной странице – один предмет;

— начинать стоит с хорошо известных объектов;

— на одном занятии знакомьтесь с 1–2 новыми объектами.

Держите книгу вместе с ребенком, при необходимости поддерживайте за локоть, перелистывая страницы.

Выбор игрушек

зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей ребенка: способности сохранять позу и использовать руки; умственного развития — в целом и способности понимать речь и концентрировать внимание, в частности. Специалисты – коррекционные педагоги – порекомендуют игрушки и игры, подходящие именно вашему малышу.

Библиотека игрушек

Слышали о них? В теории, идея библиотеки развивающих игрушек для детей с особыми потребностями в России может иметь право на существование. На практике, насколько известно, такой проект не реализован.

Игровая деятельность не только корректирует двигательные недостатки ребенка с ДЦП: она стимулирует умственное развитие и формирует познавательную деятельность. Именно в игре сначала «примеряются», а потом закрепляются общественные функции и соответствующие им формы поведения человека.

(Преподаватель коррекционной педагогики Елена Бельцкая)

Share your thoughts

0 Replies to “Игра и ребенок с церебральным параличом”

  1. Здравствуйте! Случайно нашла Ваш сайт, море полезной и интересной информации! Скажите, а можно мы периодически будем публиковать ваши статьи у нас в группе ВК, с ссылкой на Ваш сайт? Я думаю, эта информация будет полезна многим.

  2. Ирина, здравствуйте!

    При условии активной ссылки на сайт ДЦП-мама, копирование материалов сайта возможно. Буду рада если они принесут пользу.

    Все статьи у меня на сайте уникальны, в них мой опыт, знания, труд и душа мамы ребенка с ДЦП.

    И, пожалуйста, ссылку на вашу группу мне пришлите.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *