Игры на развитие мелкой моторики рук

Игры на развитие мелкой моторики должны быть направлены, прежде всего, на развитие подвижности пальцев. Примеры: пальчиковые игры, кубики, мозаика, шнуровки.

Дорогие родители, если вы уже успели ознакомиться с нашей предыдущей статьей о мелкой моторике рук, то уже наверняка знаете все о её важности и нужности для ребенка с таким диагнозом, как ДЦП. Сегодня поговорим и том какие игры на развитие мелкой моторики рук есть в нашем арсенале.

Позвольте предугадать ваши немного скептические взгляды с ноткой опасливости, ведь красивые и складные слова теории – это одно, а практика, как известно, совсем другое. И сегодня мы как раз постараемся разобраться, как же воплотить в жизнь все те способы, методики и упражнения, которые помогут научиться делать множество полезных вещей – шаг за шагом, изо дня в день совершенствуясь и развиваясь.

Игра является любимым времяпровождением каждого ребенка – и не удивительно, ведь она соткана из массы фееричных приключений. Для достижения успехов и эффективных результатов, важно, в первую очередь, заинтересовать ребенка, завладеть его внутренним миром, обещая яркие эмоции и впечатления – только тогда ваши совместные рвения обязательно принесут свои плоды.

Игры на развитие мелкой моторики и ребенок с ДЦП

Игры на развитие мелкой моторики рук должны быть направлены, прежде всего, на развитие подвижности пальцев, вне зависимости от формы и сложности заболевания, а их сюжеты знакомыми и понятными ребенку. При этом не стоит забывать об основном правиле каждого занятия – регулярности. Только при постоянных, умеренных тренировках, движения ребенка станут более точными, а пальчики подвижными.

Предшествовать основному заданию обязательно должен массаж, в случае старшего или более опытного малыша – специальные «разогревающие» упражнения для развития мелкой моторики, например, имитация мытья рук (в виде поочередных круговых движений, охватывающих кисти) или надевания перчаток – проведения от ногтя до основания пальчиков правой руки собранными фалангами левой.

После этого можно смело перейти к непосредственно игровому процессу, который можно представить в следующих распространенных вариантах:

  1. «Идет коза рогатая» – все пальчики, исключая средний и указательный, плотно сжаты в кулачок. В таком положении вытянутую руку ребенок должен поворачивать вправо и влево, чередуя направления. Сопровождать игровой процесс, разумеется, должна известная присказка, ведь обязательной составляющей являются улыбки и исключительно хорошее настроение.
  2. «Здравствуй, пальчик!» – в данном случае необходимо прикоснуться к большому пальцу всеми остальными, от указательного до мизинца. Кстати, при этом можно успешно освоить и запомнить названия пальчиков, если ребенок их еще не знает, а также усложнить задание, делая его более конкретным и изменяя последовательность прикосновений.
  3. Игра в «Зайчика» или «Ушки» – в сжатом кулачке вытянуть средний и указательный палец, шевеля «ушами» как можно активнее.

Ну, и какой же игровой процесс обойдется без игрушки, тем более, что вариантов их может быть уйма, как самодельных, так и приобретенных на магазинных прилавках? Все, что вам нужно – это знать вкусы и предпочтения своего ребенка, чтобы сделать полезный для здоровья процесс еще и максимально приятным.

Слингобусы, или мамабусы, разнообразные деревянные пирамидки, кубики и конструкторы, рамки и вкладыши, пазлы и мозаики – эти и другие игрушки для развития мелкой моторики должны стать вашими постоянными спутниками ежедневно. Не бойтесь экспериментировать и находить свое!

Лепка из теста или пластилина: творя красоту, развиваем мозг

Лепка из подручных материалов – теста, глины, пластилина – является той сферой изобразительной деятельности, которая не только учит ребенка прекрасному, развивая хороший эстетический вкус, но и анализировать окружающие предметы и явления.

При этом заметно улучшается координация движений и общее состояние мускулатуры, снимается нервное напряжение и страхи и нормализуется эмоциональный фон малыша. Именно поэтому пластилинография как средство развития мелкой моторики обладает высокой эффективностью результата.

Основной принцип данной техники заключается в создании лепной картинки из пластилина. Основой могут служить бумага или картон, но главным инструментом должна стать маленькая ручка. Отбросьте неуверенность и сомнения, ведь вы – мамы особенных деток, а это значит, что все, вышедшее из-под руки вашего маленького творца, достойно быть увиденным миром.

Пластилин – материал мягкий и податливый, не бойтесь испортить его и подарите малышу настоящую свободу действий. Эту долгожданную свободу обязательно почувствуют его руки, становясь более сильными, пальцы – дифференцированными, а движения – согласованными и скоординированными.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики является не менее эффективным методом, чем лепка из пластилина, ведь тесто по своей структуре более теплое, нежное, «живое», поэтому главной целью должно стать перенесение податливости материала на скованные верхние конечности, максимально расслабляя их.

Работать с тестом намного легче, оно не пачкает руки и не нуждается в предварительном разогреве. Кроме того, игровой процесс с ним может стать еще интереснее, ведь цвет материала вы можете выбрать вместе с ребенком и даже создать самостоятельно, раскрасив разными оттенками, совмещая таким образом два вида изобразительного искусства.

В ходе лепки можно использовать следующие приемы:

  • разминание – надавливание пальчиками на материал;
  • отщипывание – отделение кусочков и фрагментов отдельными пальцами, стремясь не отрывать кусок, а прищипывать его с края;
  • пошлепывание – хлопки по тесту с максимальной энергичностью расправленными пальцами (в идеале можно изменять двигательный размах);
  • сплющивание – превращение кусочка теста в плоский блинчик с помощью пальцев.

Использование методов пальчиковой гимнастики

Обязательным условием любых пальчиковых игр является инсценировка увлекательных рифмованных историй и знакомых ребенку сказок. Все упражнения должны выполняться не спеша, в медленном темпе, чередуя одну руку с другой в количестве от 3 до 5 подходов, позже – работая двумя одновременно.

Главная задача родителя при этом – контроль над правильным положением кисти и точностью перехода от одного движения к другому. Ребенок должен понимать, что именно от него требуется, поэтому следите за доброжелательностью тона и привлекайте малыша системой поощрений. Начиная с стандартной «сороки-белобоки» и «этот пальчик дедушка» можно переходить к выполнению более сложных фигурок из пальцев в виде домика, бабушкиных очков, лодочки или стульчика.

Рисуем и шнуруем: не бойтесь фантазии

Шнуровка, как игровая форма развития моторики рук, которой присуще разнообразие вариаций, поможет поэтапно подготовить ребенка к письму. Для начала можно использовать элементарное шнурование, позже – использовать его элементы в других играх и упражнениях, например, при изучении цветовой палитры или закреплении звукового анализа. Эта методика может выражаться в следующих формах:

  • нанизывание фигурок или бусинок самых разных форм на шнурок;
  • завязывание шнурка на бантик;
  • сюжетные шнуровки, в которых занятие становится театральным представлением или демонстрацией любимой сказки.

Не забывайте орисовании, а еще лучше – творческом пачканье с использованием краски, бумаги, одежды практичной и не стесняющей движения и, конечно, исключительно хорошего настроения. Творите и экспериментируйте, не сдерживая свою фантазию, превращая каждую минуту в очередной повод для радости. Надеемся, что вышеизложенная информация будет вам полезной, и вы обязательно поделитесь ее источником в социальных сетях. Проводите игры на развитие мелкой моторики с пользой, интересом и улыбками!

Share your thoughts

0 Replies to “Игры на развитие мелкой моторики рук”

  1. Все варианты игр, предложенные автором статьи, не просто игры. Во время вашей совместной деятельности с ребенком — это и общение, и коммуникация, и обмен добрыми энергиями. Играйте чаще и дольше. И результаты положительные обязательно будут.

  2. Привет! Действительно игры имеют огромное значение в развитии ребенка, но к сожалению многие это упускают, причин на это появляется много, и человек всегда их находит в свое оправдание. У меня в детстве таких логических игрушек было полно, но как сейчас помню большее время я проводил с ними самостоятельно. И ведь действительно, играть нужно чаще и дольше, и дети и возрастом будут ближе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *