Кондуктивная педагогика – метод развития ребенка с церебральным параличом

Кондуктивная педагогика. Андраш Петё, основатель метода, считал, что нарушение двигательных функций у детей нуждается не только в медицинской, но и в педагогической коррекции.

Кондуктивная педагогика – это система реабилитации детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями. Создатель метода – венгерский педагог и врач Андраш Петё, профессор кафедры двигательной терапии Медицинского университета. А. Петё обладал незаурядными знаниями в области ортопедии, психиатрии, неврологии и реабилитации, которые он использовал на практике. Свои постулаты врач публиковал в медицинских изданиях под разными псевдонимами, в этих статьях были изложены основные тезисы кондуктивной педагогики.

Его неординарный подход к проблеме со временем получил признание. Государство выделяет Петё помещение, состоящее всего из двух комнат, где врач основывает медико-педагогические занятия с детьми из приюта. Его маленькие подопечные, прежде считавшиеся безнадежными, спустя 2 года смогли посещать в школу. В дальнейшем Петё возглавляет институт, рассчитанный на прием и реабилитацию уже 80 детей, а в 1985 году в Будапеште начинает работу институт, рассчитанный на стационарное лечение более 500 детей, имеющих двигательные расстройства.

Основы системы Петё

Автор методики пришел к выводу, нарушение двигательных функций у детей нуждается не только в медицинской, но и в педагогической коррекции. Ребенка можно обучить движению – таков постулат кондуктивной педагогики.

Целостный и индивидуальный подход к ребенку, развитие его способностей, формирование личностных качеств и социальных навыков – основные цели кондуктивной педагогики. Андраш Петё считал, что нарушения в работе опорно-двигательной системы являются нарушениями познавательных способностей, что отрицательно сказывается на двигательных навыках человека. С другой стороны, стимуляция слабо развитых рефлексов помогает восстановить утраченные моторные функции.

Поскольку нервная система ребенка является довольно пластичной, при выполнении определенных упражнений происходит формирование двигательного стереотипа, который впоследствии закрепляется в сознании человека. Чем раньше будет начата коррекция, тем более успешными окажутся результаты.
Созданный в Будапеште институт им А. Петё уже несколько десятков лет принимает детей и взрослых с различными двигательными дисфункциями:

  • Детским церебральным параличом;
  • Задержкой моторного и психического развития;
  • Последствиями инсульта и травмы мозга;
  • Болезнью Паркинсона;
  • Множественным склерозом.

Доказательством эффективности системы являются заметное улучшение уже после 1,5-2 месяцев обучения. Более половины детей при рано начатой реабилитации интегрируются в обычную среду.

Решение о целесообразности обучения детей принимается после полного обследования пациента, причем недержание физиологических функций не является причиной для отказа. Человек, поступивший на обучение, должен владеть минимальными социальными навыками, уметь понимать простые предложения, иметь некоторую физическую подвижность и в той или иной степени владеть языком.

Кондуктивная педагогика и организация занятий

Занятие с детьми проводит педагог, владеющий специальными навыками. Его называют кондуктором (проводником). Кондуктор обладает обширными познаниями в области педагогики, медицины, анатомии, психологии, дидактики. В системе работают в основном женщины, закончившие Высшую школу кондуктологов.

Обучение детей проводится в течение дня определенными блоками, в которых чередуются физические упражнения и педагогические занятия. В ходе занятия кондуктолог не подгоняет ребенка при выполнении той или иной задачи, наоборот, его целью является побуждение человека к самостоятельным действиям, развитие инициативы. Все упражнения сопровождаются проговариванием каждого действия.
Занятия проводятся в группах, распределение детей осуществляется в зависимости от уровня их развития.

Кондуктивная педагогика считает, что любой ребенок с ограниченными двигательными навыками способен развиваться и выискивает возможности, заложенные в самом человеке. После занятий у ребенка улучшается речь, внимание, физическое развитие, координация движений. Он способен пользоваться столовыми приборами и приобретает другие навыки самообслуживания. Но самое главное – ребенок приобретает уверенность в своих возможностях.

(Врач-педиатр Елена Казакова)

Share your thoughts

0 Replies to “Кондуктивная педагогика – метод развития ребенка с церебральным параличом”

  1. Кондуктивная педагогика должна приносить хорошие результаты, ведь это — не просто лечение, а целый комплекс программ, учитывающих всё, — от физического состояния до эмоциональной сферы ребенка с ДЦП. Спасибо за новые полезные статьи на сайте!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *