Метод Анат Баниэль – переоценить невозможно! К сожалению, знакома с ним только теоретически, практикующих специалистов пока встретить не удалось. Но то, что я узнала об этом методе, послушав интервью с Анат (к сожалению, все на английском, дочь помогала с переводом), не оставило меня равнодушной к нему. Дорогие родители, если вам повезёт встретиться с теми, кто практикует этот метод, лучше прямыми учениками Анат, воспользуйтесь обязательно.
Суть метода и его предпосылки
Ребенок не является законченным продуктом чего-либо (обстоятельств) или кого-либо (людей). Он постоянно растет, развивается, учится думать и понимать, создавать возможности двигаться. В центре этого процесса находится мозг, который вне зависимости от медицинских проблем и особенностей, вовлечен не только в процесс создания всего нового, но и в преодоление всех испытуемых сложностей и ограничений.
Ведь малыш с ДЦП, не имеющий способности дотянуться до своей бутылочки самостоятельно, имеет то же тело, что и здоровый ребенок. Разница только в процессе мозговой дифференциации – вот одна из главных идей метода Анат Баниэль.
В основе подобного подхода лежит метод Фельденкрайза, названный по имени ученого, создавшего двигательную практику, которая ставит целью развитие человека через осознание себя в процессе работы над движением.
Во время совместной работы с Моше, Анат усовершенствовала методику, объединив ее с собственным пониманием и техниками, основав AВM – свой собственный способ лечения, который уже несколько десятков лет помогает серьезно травмированным и спортсменам, детям с неврологическими проблемы и взрослым людям, желающим достичь гибкости на всех уровнях – физическом, умственном и эмоциональном.
Главное оружие, которое использует метод Анат Баниэль – это руки, которые общаются с мозгом через специальные движения, формирующие новые нейронные связи и модели. Они, в свою очередь, открывают возможности для достижения более высокого уровня развития.
Работа с ребенком основывается не на принуждении делать то, что он не может, не на силе или постоянном повторе, а на вовлечении малыша в деликатный двигательный процесс, способствующий дальнейшему прогрессу. Таким образом, даже случайная информация обеспечивает получение того «звена», которое раньше отсутствовало, и было необходимо для освоения важного двигательного навыка.
Дети учатся только на основании своего собственного опыта, ориентируясь в первую очередь на личные ощущения. В отличие от обычной ЛФК, дети делают только то, что понуждает их делать собственный мозг до тех пор, пока нервная система сама не перестает совершать патологичные движения.
Основные принципы
Книга Анат Баниэль “Kids beyond limits” («Дети без границ» или «Дети преодолевающие границы» тонкости перевода?) наглядно демонстрирует основные принципы того, как нужно заниматься, а не что именно делать. Это, в первую очередь, движение с вниманием – все усердие ребенка обращается на то, что он делает самостоятельно путем преувеличения. К числу основных принципов такой работы относится:
- Вариативность – создание возможностей для восприятия различий путем предоставления новой информации для дифференциации. Для этого необходимо намеренно изменять вариации с ребенком, не повторяя одни и те же действия и добавляя что-то абсолютно новое, потому что без вариативности мозг лишается новой информации.
- Утонченность представляет собой замену принуждения, подталкивания и чрезмерных усилий на мягко производимые изменения. Это позволяет сделать ощущения ясными и отчетливыми, давая возможность научиться большему.
- Медленность – разумеется, данный принцип принимается буквально: скорость действий уменьшается, ребенок должен выполнять их как можно медленнее, таким образом, привлекая внимание мозга, который получает дополнительное время для восприятия разницы и получения новой информации. Следовательно, ребенок прекращает деятельность «на автомате» и начинает осознавать свои манипуляции, превращая ограничения в возможности.
Результаты и эффективность в лечении ДЦП
В результате работы с детками с ДЦП по вышеописанным принципам, а именно не борьбы с дефектами, а расширения диапазона и демонстрации того, как использовать мышцы без лишнего напряжения, происходят заметные улучшения. Это постепенное, но постоянно возрастающее улучшение двигательных и когнитивных способностей, уменьшение спастики и трудностей в мелкой моторике.
Даже в самых тяжелых случаях малыши начинают перекатываться, садиться, ползать и стоять. Пациенты становятся более выносливыми, а их движения – плавными за счет снятия мышечного и суставного напряжения. Все части тела начинают работать как единая система, отсюда и улучшения психологического плана – повышение самооценки и качества жизни, ощущение радости от чувства собственного тела.
Насколько мне известно, в России метод Анат Баниэль практикуют два специалиста, оба практики с огромным опытом работы, специалисты АВМ — Марианна Нелиссен и Ангелина Власенко.
Марианна Нелиссен, живет и работает в Бельгии, регулярно приезжает в Санкт-Петербург. Её пациенты — дети с ДЦП, аутизмом, и взрослые.
Сайт Марианны Нелиссен — www.neuromovement.be
Ангелина Власенко – сертифицированный специалист АВМ, сертификат получила непосредственно в школе Анат Баниэль, проводит еженедельные групповые и индивидуальные занятия в Санкт-Петербурге. Связаться с Ангелиной можно по е-mail: angelina.vlasenko@gmail.com или на сайте http://evolveyourself.ru
P.S.
Появилась дополнительная информация о специалистах практикующих метод Анат Баниэль:
- Санкт Петербург — Маргарита Мелник: margmek@gmail.com
- Уфа — Регина Абдуллина: regina.abdullina.77@mail.ru
- Сергиев Посад — Анна Уткина: lattimer@mail.ru
- Москва — Карлова Татьяна: kartati@yandex.ru
https://www.youtube.com/watch?v=qKd_J8u9_do
Здравствуйте моему ребенку с рождения поставили диагноз церебральная ишемия 3 степени и плюс ДЦП.
Анна, сайт не представляет ни какое лечебное учреждение. Вам нужно обратиться к врачам своего города и можете посмотреть вот этот раздел — dcpmama.ru/category/gde-lechit-rebenka-s-dcp