Что делать, если у ребенка нарушена речь

Нарушение речи у детей с ДЦП – явление распространенное, имеющее конкретные особенности, в большинстве случаев выражено в форме псевдобульбарной дизартрии.

Важность речевой функции в психике человека невозможно недооценить, ведь благодаря ей формируется познавательная деятельность, способность к мышлению, возникают предпосылки для социальных контактов и развиваются представления об окружающем мире. Именно поэтому очень важно знать, как справиться с такой проблемой как нарушение речи у детей, детство которых отягощено ДЦП и минимизировать тяжелое влияние отсутствия речи на умственное развитие.

Причины и особенности речевых нарушений при ДЦП

Те или иные речевые патологии при детском церебральном параличе обуславливаются двумя основными причинами. В первую очередь, всему виной поражение корковых и подкорковых структур головного мозга. Во-вторых, пагубное влияние оказывает вторичное недоразвитие или замедленное созревание церебральных структур. В большинстве случаев достаточно четко отслеживается взаимосвязь между двигательными возможностями ребенка и характером его речевых нарушений.

Нарушение речи у детей с ДЦП – явление достаточно распространенное, имеющее конкретные особенности, и в большинстве случаев выражено в форме псевдобульбарной дизартрии, характерной чертой которой является затруднение со звукопроизношением и нарушение тембра голоса.

Таким детям присуща амимичность, обездвиженность лицевых мышц и ограниченность движений языка, носовой оттенок голоса и обильное слюнотечение, затрудненность глотания и жевания. Нарушения речи при ДЦП выражаются в невнятности речи с нечеткой артикуляцией гласных, приближенное произношение свистящих и шипящих, как при носовом выдохе, замена звонких согласных на глухие.

Нарушение речи у детей — классификация и диагностика

В связи с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур, при церебральных параличах, помимо дизартрии, нарушение речи у детей может иметь следующие формы:

  • алалия, которая представляет собой системное недоразвитие в результате поражения корковых зон, отвечающих за речь, вследствие чего происходит стойкое недоразвитие всех ее сторон с последующим нарушением коммуникативной функции (моторная аналия), а также затруденность понимания обращенной речи (сенсорная);
  • вторичная задержка речевого развития, которой присущи такие признаки, как нарушенный темп речи, обусловленный двигательной недостаточностью, соматической ослабленностью, а также неблагоприятными внешними факторами. Это может быть вынужденная социальная изоляция и отсутствие деятельности в коллективе.
  • общее недоразвитие речи — в этой форме дизартрия может сочетаться с сенсорными дефектами или нарушениями интеллектуальной деятельности;
  • заикание и мутизм.

Ранняя диагностика является основополагающим принципом дефектологии, который должен строиться на системном подходе, опираясь на представления о речи, как сложнейшей функциональной системе и охватывая все ее стороны. При этом обязательно должна учитываться неврологическая симптоматика, и четко определены сохраненные механизмы речевой функции. Именно поэтому диагностика в данном аспекте – это, в первую очередь, слаженная работа невропатолога, врача ЛФК и логопеда-дефектолога.

Способы и методы развития речи

Необходимость логопедических занятий с особенными детьми очевидна, поэтому работу со специалистом-логопедом можно отнести к одной из самых распространенных и эффективных методик, которые способствуют развитию языковых систем, способствуют социальной адаптации, активизируют навыки речевого общения, расширяют словарный запас и помогают усвоить элементарные грамматические категории.

Развитие речи с положительным эффектом достигается путем долгой и кропотливой работы над коррекцией звукопроизношения такими способами: приемом подражания, нацеленным на изолированное произношение звука, а также отраженным произнесением слов с шипящими и свистящими.

Немаловажной характеристикой речи является правильная постановка дыхания, которая достигается путем простейших упражнений, таких как:

  • сдувание снежинок, легких бумажек перед собой;
  • катание легких шариков, карандашей по столу, подув на них;
  • надувание маленьких шариков и специальных игрушек.

При формировании методико-интонационной стороны речи важна работа над логическим ударением и развитие у ребенка естественных интонаций, связанных с определенными эмоциональными состояниями. Этого можно достичь путем чтения сказок по ролям и различными инсценировками. Широко используется метод творческого пересказа и дидактических игр, как отличного средства для закрепления полученных навыков.

Подводя итоги, следует отметить, что задача читателей, как любящих родителей, состоит в правильной организации ежедневной работы – последовательной, регулярной и слаженной. Активируйте сохраненные возможности ребенка, чтобы скрыть дефекты, развивайте творческий потенциал, расширяйте круг интересов вашего чада – и тогда результат не заставит себя ждать.

Share your thoughts

0 Replies to “Что делать, если у ребенка нарушена речь”

  1. Галина, очень рада, что сайт ДЦП-мама развивается. Удивительно, сколько сил Вы вкладываете в этот проект, который, — верю, — в чём-то поможет другим родителям. Перечитала последние статьи, а на этой — задумалась о том, насколько многие не ценят того, что имеют, сходят с ума, меняют пол, уродуют тело до невозможного некоторыми видами спорта и т.д., когда для особенных деток даже сдувание мелких предметов — нагрузка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *