Бобат-терапия получила свое название от имен ее создателей, профессора неврологии и психиатрии Карела Бобат и его супруги физиотерапевта Берты Бобат. Свое начало берет еще в 30-40 года XX века. По сути, является нейроразвивающей терапией и в настоящее время является одной из основных в реабилитационной работе с детьми, имеющими органические поражения центральной нервной системы.
Основная идея Берты Бобат — взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога в отдельности, а человек в целом, воздействуя и изменяя через движение высший центр — головной мозг.
Бобат-терапия может применяться в любом возрасте ребенка, от рождения и до 18 лет, не зависимо от степени поражения ЦНС, но лучшие результаты достигаются при более раннем начале терапии. Бобат-терапия применяется так же и в реабилитационном процессе взрослых.
Рождаясь, ребенок наделяется определенными врожденными рефлексами, которые помогают ему жить во внешней среде в первые месяцы жизни. Затем, по мере приобретения жизненного опыта, врожденные рефлексы замещаются установочными. При поражении ЦНС мозг ребенка от общения с внешним миром получает искаженную информацию. Создаются условия для формирования приспособительных, компенсаторных стереотипов движений, которые являются патологическими и тормозят, делают невозможным нормальное развитие нервной системы.
Суть Бобат-терапии в использовании определенных поз, положений тела ребенка, подавляющих патологические рефлексы и развивающих правильные моторные навыки. Важно, что бы развитие моторных навыков совпадало с последовательностью физиологического развития ЦНС: удержание головы – переворачивание – сидение – ползание – стояние — ходьба. Иными словами, необходимо в реабилитационном процессе пройти все физиологические этапы развития моторных навыков, восстановить потенциал ЦНС и развить правильные двигательные стереотипы.
Бобат-терапия эффективнее если ребенок является не пассивным объектом поз-положений, вынужденно находящийся в том или ином положении, а принимает необходимые позы в динамике, в результате спонтанной двигательной активности. Ваша задача, с помощью определенных поз, «лепить» правильные движения ребенка. В идеале занятие Бобат-терапией должно напоминать игру. Подумайте, какую игрушку и как вам нужно преподнести ребенку, что бы он занял нужную вам позу и не протестовал против нахождения в ней. Задача упрощается при работе с детьми старшего возраста, когда ребенок осознанно принимает участие в реабилитационном процессе.
Бобат-терапия должна носить непрерывный характер и стать образом жизни ребенка. Для неё не должно существовать периодов и временных интервалов. Применяйте её постоянно, круглосуточно и круглогодично. И терпения Вам!
Здравствуйте. А есть более подробная информация по такой укладке ребенка? Так как тут тема не до конца раскрыта. Тут показаны позы, а как это правильно делать, сколько по времени и. т.д не чего не написано. Если можно скиньте информацию, очень нужно.
Здравствуйте, Алексей! Дополнила статью pdf файлом книги «Принцип Войты». Есть возможность читать книгу на сайте или скачать файл. Замечу, что на мой взгляд, как бы ни хороша и подробна была книга, разумным было бы взять несколько уроков у практикующего войта-терапевта, а затем переходить к самостоятельным занятиям.
Галина, спасибо большое!