Почему-то взрослые склонны считать, что такие понятия как «невроз» или «страх» не могут относиться к маленькому ребенку, ведь с виду с малышом не происходит ничего особенного. Основная загвоздка же состоит в том, что детские страхи имеют способность носить весьма отдаленные по времени последствия.
Порой банальные страхи присущие детству в виде боязни громких звуков, боли, темноты или высоты в дальнейшем перерастают в страхи одиночества, ответственности и т.д. И, что самое неприятное, принимают характер невроза.
Сегодня, дорогие мои читатели, мы и поговорим о страхах невротического характера, и чем они отличаются от обычных детских страхов.
Невроз страха: что это такое, как выражается и чем отличается от обычной боязни
Невротические страхи – это более стойкие расстройства, которые вследствие закрепления возрастных фобий приобретают системный, регулярный и очень часто совершенно беспочвенный характер. Происходят они в результате:
- длительных переживаний, которые не разрешаются;
- острых психических потрясений на фоне перенапряжения нервных процессов;
- неуверенности в себе, неадекватной самооценки, психологической защиты.
В подобных случаях может нарушаться сон (для него характерно беспокойство с присутствием кошмаров и сноговорением), аппетит (излишняя избирательность или же полное отсутствие интереса к еде, замедленный процесс принятия пищи, частые срыгивания), повышается впечатлительность, наблюдается глубокое переживание даже незначительных событий, острое реагирование на мелкие порицания родителей. Ребенок постоянно избегает объекта своего страха, боится всего нового и неизвестного, ощущает внутренний дискомфорт, который проявляется в виде неосознанных навязчивых действий.
Физические проявления и особая подверженность при диагнозе ДЦП
Физически неврозоподобные страхи проявляются в виде:
- тиков, которые выражаются в постоянном вздрагивании (особенно от резких звуков или упоминания отдельных слов, персонажей), облизывании губ, покашливании и подмигивании, наморщивании лица, подергивании конечностями и головой, движениях плечами и туловищем, извлечении респираторных звуков – хмыканья или «хрюканья»;
- заикания (на фоне острых психических травм или разлук с родителями, информационных перегрузок, попыток взрослых форсировать развитие ребенка);
- энуреза (неосознанного упускания мочи, в основном в темное время суток) и энкопреза (выделения незначительного количества испражнений).
При дальнейшем усугублении страхов могут появиться и дополнительные симптомы, такие как обкусывание ногтей, сосание пальцев, раскачивание на четвереньках, генитальные манипуляции.
Ребенок с ДЦП чаще других сверстников сталкивается со стрессовыми ситуациями и факторами, что усугубляет невротическую симптоматику, ведь все происходит на фоне поражений ЦНС, которая постоянно перегружена. Кратковременные реакции, характерные для страхов невротического характера, становятся как бы естественными попытками адаптации среди «не таких», поэтому могут длиться годами, приобретая характер хронических.
Причины возникновения
Поводом для закрепления банальных детских страхов и превращения их в невротическую форму может стать множество причин. В первую очередь:
- обстановка в кругу семьи – как ни странно, большинство родительских страхов, менее выраженных у взрослых (даже такие банальные вещи, как лягушка или темнота), передаются малышам, например, через тревожное общение, избыточное предохранение от малейшей опасности. Также играют роль запугивания во имя послушания (паук, Бабайка, баба Яга и пр.), излишнее количество запретов, многочисленные угрозы. Немаловажное значение, разумеется, имеют семейные конфликтные ситуации, смена ролей (из-за развода, переезда, появления еще одного ребенка, смерти родственника).
- ошибки воспитания – при отсутствии грамотной системы воспитания, основанной в первую очередь, на эмоциональном контакте, при нехватке любви, у ребенка может возникнуть чувство незащищенности, искаженное восприятие своей личности, неуверенность в себе;
- индивидуальные особенности малыша – если ребенок тревожен, впечатлителен и слишком эмоционален от природы, он все принимает слишком близко, чаще расстраиваются, копя тревоги и обиды внутри тяжелым камнем. Более подвержены страхам также физически более ослабленные дети.
- несчастный случай – падение с кровати, укус собаки или сильный испуг, вызванный любой другой причиной, также может стать предпосылкой будущего невроза;
- фантастическое восприятие реальности – излишнее увлечение злыми персонажами из книг, телеэкрана или мира игрушек оказывают немаловажное значение на детскую психику.
Возможные последствия и пути преодоления
Невротические страхи мешают ребенку полноценно развиваться и общаться с другими людьми, накладывают заметный отпечаток на становление характера, который становится упрямым, отрицающим все, что предлагает взрослый. Нарушается деятельность вегетативной нервной системы, проявляющаяся через учащенное сердцебиение, слабость и потливость, бледность, синюшность и дрожь в коленях. Происходит подавление активности, ощущается полная беспомощность и скованность собственной угнетенностью и застенчивостью. Поэтому необходимо во время принимать соответствующие меры, а именно:
- сделать все для создания в семье благоприятной обстановки, стабильной и доброжелательной атмосферы – ребенок должен почувствовать собственную значимость, незаменимость и защищенность в виде любви и заботы родных;
- расспросить ребенка о его фобиях, узнать причины страхов. Важно при этом с максимальным вниманием слушать свое чадо и спокойно реагировать на самые неожиданные признания, стараясь узнать как можно больше информации.
- обеспечить телесный контакт – объятия, поцелуи, поглаживания по голове, расслабляющий массаж – все это очень поможет;
- ограничить просмотр сомнительных телепередач и развлечения с сомнительными игрушками;
- создать эмоциональные качели – своеобразный контраст «плюсовых» и «минусовых» эмоций. Это можно сделать через приучивание малыша к источнику фобии. Расскажите ребенку истории о его страхе, зачем он нужен, почему все так, а не иначе, по каким причинам то, чего он так боится, не несет ничего плохого, обязательно подкрепляя слова действиями. Оберните темноту, которая заволокла маленькую душу, в юмор, смех и улыбки. Кроха должна как бы взглянуть на ситуацию со стороны, но уже другими глазами. Также можно проиграть ситуации, внушающие боязнь, озвучить их – открыто, без утайки, в идеале ребенок может даже примерить на себя роль своего собственного страха.
- нарисовать и впоследствии сжечь страх – пусть на бумагу перенесется все, что гнетет маленькое сердечко, чтобы освободить его.
Не все родители к сожалению это понимают и придерживаются каких либо правил для не нарушения нервной системы ребенка.Некоторые родители нервное состояние ребенка наоборот угнетают и делают хуже чем есть.Внимание родителям, которым безразлично нервное состояние ребенка! Почитайте повнимательнее эту статью и постарайтесь уберечь своего ребенка от нервных стрессовых ситуаций, а мне на будущее будет заметкой.
У меня старший ребенок(5 лет) сильно боится темноты, а младший 3 года не боится. Я уже не знаю что делать и откуда этот страх взялся. Год назад я за ним боязни не замечал.
У детей богатая фантазия и голова работает постоянно, оттуда и всяческие страхи и фобии плотно переплетенные с фантазиями. У меня сын не мог почти год спать без ночника, ему постоянно чучело в шкафу чудилось, а ребенку почти 6 лет. Постепенно победили этот страх и теперь все нормально.