Развитие речи: норма и задержка

Развитие речи – сугубо индивидуальный процесс, однако существуют нормы речевого развития детей. В соответствии с возрастом ребенок должен обладать определенными речевыми навыками.

Речь ребенка является основным показателем нормального здорового развития. Едва появившись на свет, малыш уже начинает накапливать так называемый пассивный словарный запас, постигать значение слов по интонации, с которой они были сказаны. Со временем этот процесс переходит в активную фазу: начинается воспроизведение звуков, слов и предложений. Развитие речи – сугубо индивидуальный аспект, однако некоторые его параметры нужно знать обязательно.

Развитие речи: норма и задержка

В соответствии с многолетним опытом работы с детьми, наукой были выведены конкретные нормы речевого развития детей, в соответствии с особенностями каждого возраста. Таким образом, установлена четкая граница между детским лепетом и первыми словами с допустимой погрешностью в 2 месяца. Основные этапы развития речи следующие:

  1. Крик (новорожденный до месяца). Крик, отличающийся определенными интонациями, является единственным способом нового человечка заявить о себе, рассказать маме о своих чувствах и потребностях.
  2. Протяжное гуление (от месяца до полугода) должно представлять собой совокупность звуковых комбинаций с диапазоном разнообразных интонаций, которые зависят от присутствия рядом взрослого человека. Обязательным условием такого диалога является поддержка со стороны родителя, подготавливающая ребенка к полноценной речи и тренирующая его способности.
  3. Фаза лепета, как один из важнейших этапов, должна продолжаться от 5 месяцев до года и переходить к имитации отдельных слогов. Неотъемлемыми спутниками этого периода должны стать песенки, многократное повторение слогов, рассказов, стишков, озвучивание элементарных движений.
  4. Этап первых полноценных слов должен стартовать в возрасте от года до полутора лет. Активный словарный запас в начале этого периода составляет около 10 слов и в конце увеличивается в несколько раз, развивается и пассивный: слова наполняются смыслом.
  5. Фразовая речь развивается до двух лет: ребенок должен четко произносить полные слова, а не укорачивать их, пытаться соединять их в небольшие предложения.
  6. Активное построение больших фраз происходит в возрасте 2-2,5 лет. Для этого периода характерно такое явление, как «почемучка», с одновременным пополнением лексикона прилагательными, предлогами и местоимениями. Готовые предложения отличаются согласованностью.
  7. Построение развернутых фраз – это, прежде всего, активное общение с людьми и всем, что окружает малыша, который стремится внимательно слушать, пересказывать, обобщать. В лексиконе присутствуют все части речи.

Безусловно, вышеперечисленные этапы являются ориентировочными и условными, однако значительное отклонение от норм с присутствием некоторых признаков могут дать основания «бить тревогу». Задержка речевого развития, как правило, выражается такими явлениями:

  • отсутствие у трехмесячного малыша реакции на обращение взрослого, в возрасте 2-6 месяцев – на смену интонации, оклик, отсутствие в лепете звуков «м», «б», «п»;
  • непонимание часто употребляемых окружающими слов, имитации звуков взрослой речи в 10-12 месяцев;
  • непонимание простейших вопросов, невозможность показать на картинке определенный предмет в возрасте от одного до двух лет;
  • путаница в понятиях, невозможность выполнить сразу несколько команд, составить фразу из нескольких слов и назвать распространенные предметы в 2-3 года;
  • отсутствие реакции на простейшие вопросы, употребление коротких фраз, неправильное произношение звуков в 3-4 года.

Такие особенности организма, как структура языка или неба может стать предпосылкой проблем с речью. Причины задержки могут состоять также в нарушениях работы определенных участков головного мозга, из-за слабого слуха. Поэтому диагностика состоит, в первую очередь, в проверке на наличие ушных инфекций, особенно хронической формы.

Приемы и технологии развития речи

Способов развития речи на современном этапе очень много: это наглядные (показ картинки, игрушки или действия), словесные, практические методики в виде дидактических игр, направленные на совершенствование речевых навыков и умений. Распространенными словесными приемами являются:

  1. речевой образец, доступный для повторения и подражания, с применением пояснения и указания;
  2. повторение – многочисленное использование аналогичного элемента, будь то звук, слово или фразы для их запоминания;
  3. объяснение и указание – раскрытие основного смысла и сущности явления, а также того, что именно нужно делать для достижения результата;
  4. словесное упражнение – выполнение определенных речевых действий для совершенствования навыков;
  5. оценка детской речи;
  6. словесное обращение, требующее ответа.

Развитие речи через театр также является эффективной методикой, позитивно влияющей на способности ребенка. Драматические постановки, сюжетные этюды на основе любимых сказок, рассказов и стихов помогут решить самые сложные и актуальные задачи.

Дорогие родители, помните, что только при правильном и регулярном взрослом участии и содействии, позитивном времяпровождении, а также планомерности и слаженности методик можно успешно завершить работу по совершенствованию детской речи. Будьте заинтересованы в конечном результате и создании благоприятных условий для его достижения, подписывайтесь на наши новости и не уставайте совершенствовать словарный запас.

Share your thoughts

0 Replies to “Развитие речи: норма и задержка”

  1. Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить чёткий диагноз. Но как выявить заболевание на ранних этапах?

  2. Моей крохе сейчас 2.2 годика, но она говорит очень мало, ни каких предложений, только слова по отдельности. Прочитав вашу статью задумался о нормальном развитии речи, но консультация врача меня успокоила. Все дети развиваются по разному и если лопочет на своем с применением слов, то это однозначно хорошо и рано или поздно она замечательно заговорит, хуже всего, когда ребенок вовсе молчит, вот именно тогда и стоит задуматься!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *