Может ли мама быть реабилитологом своего ребенка, не имея специального образования? Возможна ли эффективная реабилитация ДЦП в домашних условиях?
Мой ответ — МОЖЕТ! Было бы желание.
К сожалению, чаще всего у измотанных физическим и эмоциональным перенапряжением, домашними хлопотами и уходом за ребенком мам, не остается сил на самомотивацию к каким-либо действиям. К тому же не хватает знаний, как правильно проводить занятия, чтобы не навредить своей самодеятельностью. Поэтому многие родители возлагают надежду только на врачей. И напрасно.
Во-первых: потому что процесс реабилитации должен стать образом жизни вашего ребенка. И сопровождать его не только многие годы, а по-хорошему всю жизнь. Реабилитация в специализированных центрах занятие не из дешевых. Хорошо если бюджет семьи позволяет пользоваться услугами центров постоянно, а если нет?
Во-вторых: даже, пройдя хороший курс реабилитации у высококлассных специалистов и получив отличный результат, родители по истечении какого-то времени, начинают замечать «откаты» в обратную от результатов сторону. Меняют клинику, врачей, но ситуация повторяется снова и снова. Многим становиться понятно, что нужно как-то сохранять результаты в межреабилитационный период, чтобы в следующий раз не начинать все сначала, и наращивать динамику результатов. А значит, нужно заниматься дома.
Где получить знания
Прежде всего, внимательно наблюдайте за действиями специалистов, которые работают с вашим ребенком, запоминайте, спрашивайте если что-то не понятно. Любой из них охотно ответит на ваши вопросы.
Проштудируйте работы Ксении Александровны Семеной. Написаны они довольно давно, но актуальности своей не потеряли. Материал изложен в доступной форме и хорошо проиллюстрирован.
- Детские церебральные параличи (1968)
- Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей (1972, соавтор)
- Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах (1976)
- Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича (1999) и другие.
Оснастите свой дом всевозможными тренажерами и устройствами для развивающих занятий с ребенком, даже в ущерб интерьеру. Поделюсь некоторыми примерами домашней реабилитации.
Система Салинг
Система Салинг
Способствует вертикализации. В отличии от статичных вертикализаторов, здесь ребенок абсолютно свободен. Любые упражнения, разработка движений, шаги, прыжки — все доступно. Находиться в этом тренажере для ребенка в удовольствие т.к. не только тренироваться, но и играть удобно.
Чтоб не измучилось дитя, учи его всему шутя.
Тренажер для обучения ходьбе
Тренажер для обучения ходьбе.
Велосипед для ребенка с ДЦП
Велосипед даёт ребенку не только свободу передвижения, но и является частью активного ЛФК, занимается которым стремиться сам ребенок.
В процессе езды на специализированном ортопедическом велосипеде, у ребенка разрабатываются ножки, наращиваются мышцы, укрепляется спина, тренируется координация движения, восстанавливается объем движений в суставах, уменьшается боязнь самостоятельного передвижения, происходит подавление патологических синергий, вырабатываются шаговые движения.
Песочный столик
Песочный столик.
Песочный столик способствует развитию мелкой моторики и творческому развитию ребенка.
Дорогие родители, вы можете поделиться своим опытом домашней реабилитации. Расскажите о том как вы пришли к этому опыту. Возможно ваше участие, поможет многим семьям избавиться от отчаяния, обрести стремление к изменению своего сознания и желание самим оказывать помощь своим детям.
Занятия с ребенком должны проводиться регулярно, по нескольку часов в день. Мы стараемся придерживаться этого правила, хотя бывает всякое — то плохое самочувствие, то усталость, но и в эти дни необходимо делать какие-нибудь упражнение, облегченную программу. Моей дочери 21 год, диагноз ДЦП тяжелая форма. В нашу программу занятий входит и развитие крупной моторики и мелкой моторики, когда-то подсмотренной во время занятий с врачом по ЛФК, а что-то и сами придумали, что-то узнали из интернета. Делаем упражнения на полу, на мяче для фитнеса. Так же хороший тренажер — лестница в доме 🙂 Много времени уделяем рукам, развитию мелкой моторики — складываем пирамидку, перебираем мелкие предметы ( игрушки киндер-сюрприз ), учимся держать ложку, рвать бумагу, рисуем пальчиками и много еще всего. Пока достижения наши не большие, но все же они есть и останавливаться нельзя.