Воспитание детей с ДЦП Рекомендации родителям Эмоциональная сфера детей с ДЦП

Ребенок с ДЦП — дошкольный и младший школьный возраст

Новость о том, что ребенок болен детским церебральным параличом, становится для родителей полной неожиданностью. Многие просто отказываются ее принять, ведь на первых порах развития заболевания малыш ничем не отличается от обычных детей. И лишь потом недуг выявляется врачом, или проявляются первые тревожные симптомы.

Первое, что нужно сделать – принять сам факт существования заболевания, довериться врачам и начать лечение. Зачастую ребенок с ДЦП, отличающийся от других, чрезмерно оберегается родителями, иногда полностью изолируется от окружающего мира. Конечно, такие дети нуждаются в особой заботе, но не стоит забывать, что ребенку рано или поздно придется столкнуться с внешней средой. И полная изоляция ту может сыграть не позитивную, а, напротив, негативную роль.

Правильное воспитание в дошкольный период это фундамент для будущей взрослой жизни ребенка

У детей, окруженных чрезмерной опекой родителей, чаще всего формируются завышенные требования к окружающим и отсутствуют необходимые навыки жизни в социуме. Поэтому социальная адаптация начинается в семье. Бесспорно, нужно искать индивидуальный подход, в зависимости от тяжести заболевания малыша. Если ребенок способен выполнять какие-то простые действия по дому, нужно придумать ему постоянные обязанности, такие как поливка цветов, вытирание пыли. Это формирует ответственность и приучает к дисциплине. Самостоятельное одевание на прогулку так же способствует развитию мышц и учит навыкам ухода за собой, которые пригодятся в будущем.

Нужно стараться обеспечить ребенку контакт со сверстниками с самого раннего возраста, что бы он чувствовал себя таким, как все. Дети, больные ДЦП часто отличаются чрезмерной возбудимостью и гиперактивностью, это нужно учитывать при играх и прогулках. Если ребенок выходит во двор, не стоит сразу включать его в коллективную игру. Нужно познакомить его с местностью, дать привыкнуть к незнакомым людям, адаптироваться.

Если диагноз выявлен своевременно, в раннем возрасте, необходимо предпринять все возможное для облегчения состояния ребенка, так как многие нарушения можно выправить на очень ранних стадиях, и тогда малыш сможет пойти в обычный детский садик и школу. Необходимо помнить, что из-за нарушений в коре головного мозга, многие дети с этим диагнозом с раннего возраста отстают в развитии, это в значительной мере затрудняет социальную адаптацию.

Отклонения в психологическом развитии больных детей во многом обуславливается специфическими условиями среды, в которой они вынуждены находиться: частое пребывание в больницах, постоянные разговоры взрослых о болезни, чрезмерная опека родителей. Все это может сформировать тревожность, нервозность, возбудимость, желание привлечь к себе внимание, эгоцентризм и неспособность адекватной оценки ситуации.

Стоит отметить, что наиболее успешно подготовка к взрослой жизни проходит в коллективах смешанного типа, если, конечно, состояние малыша позволяет находиться в таком коллективе. Если же нет, в нашей стране, в большинстве городов существуют специализированные дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Где с детьми работают специалисты-педагоги. Как правило, работа начинается в возрасте 3-4 до 7-9 лет.

После поступления в такой детский сад несколько недель отводиться на диагностику и обследование ребенка, для выявления персонального подхода в лечении и помощи. При обследовании охватывается весь спектр навыков, знаний и умений детской деятельности. При выраженной умственной отсталости работа с ребенком продолжается, и его оставляют в учреждении до 8-9 лет.

В специальных учреждениях для малышей с нарушением в работе опорно-двигательной системы стараются создать подходящие для них условия. Там имеется специализированное оборудование для передвижения и занятий с ребенком, организуется лечебная физкультура для восстановления. С детьми занимается команда подготовленных специалистов. К примеру, развитие навыков познавательной деятельности у ребенка осуществляет специалист-дефектолог, воспитатель формирует необходимые навыки самообслуживания. Как правило, с ребенком работает и психолог.

Для социальной адаптации создано множество реабилитационных центров по всей стране. Однако, расположены они, как правило, в крупных городах. Проблема воспитания особого ребенка в небольших населенных пунктах стоит довольно остро. Там львиная доля тяжести воспитания ложиться на плечи родителей, а квалифицированная медицинская помощь, зачастую, отсутствует. В этом случае основной помощью медиков становится максимально точно поставленный диагноз и информация по уходу за ребенком.

Семья и специализированные школы готовят ребенка для жизни в обществе. Но насколько само общество готово принять ребенка с ДЦП? В европейских странах адаптация облегчается высокой степенью готовности общества, но у нас она, к сожалению, значительно ниже. Один лишь диагноз ДЦП, зачастую, вызывает пренебрежение и жалость. Гиперактивность и необычный внешний вид ребенка притягивает к нему косые взгляды. В связи с невысокой неготовностью нашего общества принять особенных детей, роль родителей и семьи становиться особенно значима. Именно они способны создать им максимально комфортные условия для будущей взрослой жизни.

Кроме того, судя по последним исследованиям, интеллектуальные возможности детей с диагнозом «детский церебральный паралич» поддаются корректировке, и во многом остаются довольно высоки. Среди них много одаренных, талантливых детей, но их потенциал часто остается не раскрыт. Сами родители должны быть психологически готовы к реакции общества на такого ребенка. Показать ему, что несмотря на косые взгляды и непонимание, он такой же, как все. Он особый, но ничем не хуже других.

Важно не дать ребенку замкнуться в себе или замкнуться в среде таких же, как он. Именно это является приоритетной задачей. Невозможно жить в обществе и быть свободным от общества.

Социальная адаптация особого ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *