РДА – новый способ восстановительного лечения детей с ДЦП

Методу Ремоделирование двигательного акта (РДА) уже более 20 лет, и тем не менее о нем мало кто знает. Метод индивидуальный. Комплекс мероприятий подбирается для каждого ребенка отдельно.

В восстановительной терапии пациентов с диагнозом «ДЦП» лечебная физкультура занимает ведущую позицию уже не один десяток лет. Одной из эффективнейших методик восстановительного лечения, названной Ремоделирование двигательного акта (РДА), скоро исполнится 20 лет. Автор методики — Лайшева Ольга Арленовна. А многие ли слышали о ней, знакомы с ней практически?

 

 

Описание метода

Работа специалиста начинается с оценки мышечного тонуса, а именно определения тонического уровня сокращения мышц. Исследуют доступный объем движений и так называемую сохранность позы – разновидность рефлекса, позволяющая телу человека сохранять устойчивое положение в пространстве или, наоборот, перемещаться. Для этого ребенка осматривают, последовательно придавая его телу те «позы», которые в своем развитии осваивает каждый человек: от горизонтального положения – «лежа на спине» до вертикального – «стоя».

При осмотре ребенка в каждом из положений отмечают наличие патологических изменений или недостаточность движений. Имея эти сведения можно максимально правильно составить план последующих лечебных действий для конкретного пациента. Далее изучаются результаты томографии: выявляется очаг первичного поражения ЦНС.

Основные этапы процедуры

1 этап. Выбор основного – «ключевого» сустава для дальнейшего действия.

Этот выбор делается в зависимости от группы суставов, в которых есть нарушения и местом нахождения очага поражения. Осматривая основной сустав, находят мышцы-«виновницы», обеспечившие его неправильное положение. Объектом лечебного воздействия – мышцами-мишенями – и будут противоположные им по действию мышцы. Ведь именно они, мышцы-антагонисты, находятся в перерастянутом состоянии. Благодаря воздействию на них происходит как бы «включение» систем регуляции движения. В результате происходит сокращение мышц-антагонистов, и соответственно, расслабление мышцы-«виновницы». Получается: растягивая мышцу-мишень, удается ремоделировать, т. е. «переустроить» весь акт движения.

Как происходит растяжение. Инструктор помещает обе руки на окончания мышцы-мишени в местах, где сухожилия прикрепляются к костям. Растяжение проводят с небольшим усилием, но реакция на него обязательно четко ощутима и видима. Мышца стимулируется не более 5 раз подряд. Дальше для усиления эффекта используется растяжение мышцы во время совершения движения. Разработана система упражнений, выполнять которые необходимо в строгой последовательности.

2 этап. Стимуляция недостаточно развитого базового движения (ползание, поворот на живот, вертикальное положение, ходьба).

Применяемые движения происходят с помощью тех мышечных сокращений, что формируются в процессе развития организма ребенка. Избирается «ключевая», основная мышца, на которую и направляется воздействие. Производится дозированное периодическое ытяжение мышцы во время движения. При каждом повторном вытяжении мышца-мишень сокращается.

Инструктор должен выполнять правила:

  • верно определить точки захвата мышц;
  • использовать правильный захват нужного участка;
  • уметь определить «позу покоя» мышцы-мишени;
  • выполнять растяжение и быстро, и плавно; в таком объеме, какой обеспечит сокращение мышцы-мишени;
  • стимулировать одномоментно работу только одной мышцы;
  • работая, контролировать одну мышцу-мишень и анатомичность движения в контролируемом «ключевом» суставе.

При условии необходимости комплексной работы с несколькими суставами или мышцами, правильным будет выполнение каждого приема отдельно, отслеживая постоянно реакцию на упражнение.

Практические рекомендации

  • противопоказаниями являются случаи общего запрета лечебной физкультуры;
  • система РДА является индивидуальным методом;
  • в одной ключевой зоне действие выполняется однократно; процедуру в другой зоне можно выполнять через 48 часов. При этом соблюдается принцип последовательности: сначала работают с зонами, лежащими в «верхних» частях тела;
  • на базе метода разработана программа «Система управления движением». Она позволяет автоматически определить последовательность лечения индивидуально для каждого случая. Доступна каждому желающему.пользователю интернета и не требует дополнительных программ.

Преимущества метода

  • не требуются дополнительные материальные затраты на расходные материалы;
  • показания к применению не имеют возрастных ограничений, не зависят от уровня развития психики и тяжести нарушений движений;
  • позитивная динамика наблюдается значительно раньше в сравнении с другими методами лечебной физкультуры;
  • для метода характерно длительное позитивное последействие; отсутствие регресса с ростом ребенка;
  • легко воспроизводится;
  • воспринимается ребенком без стресса;
  • не требуется дополнительной подготовки пациента;
  • не требует для применения специализированных условий: с одинаковой эффективностью может быть применен как в условиях стационара, так и в реабилитационном или оздоровительном центре.

Клинические результаты

  • понижение уровня спастичности мышц;
  • повышение точности движений и устойчивости тела при проведении координаторных проб;
  • у детей с диагнозом «гемипарез» уже после первой процедуры наблюдалось увеличение длины шага;
  • по результатам ЭЭГ метод перестраивает деятельность головного мозга, меняя возможности функциональной системы движений больного;
  • согласно результатамстабилометрии этот метод развивает возможность удерживать неподвижные положения тела.

АННА, 13 лет, диагноз: левосторонний спастический гемипарез.

В процессе лечения, уже после первой процедуры, отмечено, что положение головы пациентки нормализовалось. После трех процедур наблюдалось: распрямление, разгибания и сгибания пальцев кисти, появление возможности противопоставления большого пальца кисти, плечевой сустав принял нормальное положение, изменилось положение стопы левой ноги.

ОЛЬГА, 5 лет, диагноз: спастический тетрапарез.

В процессе лечения, уже после первой процедуры, отмечена явная позитивная динамика: существенное выпрямление в тазобедренных и коленных суставах – в положении «стоя»; снижение высоты «стояния» пятки при перемещении, а также прекращение раскачивания из стороны в сторону при ходьбе.

ВИКТОР, 14 лет, диагноз: спастический нижний парапарез.

После пятой процедуры отмечено уплощение (понижение) свода стопы, распрямление пальцев стопы; прекратилось раскачивание туловища при ходьбе. Самим пациентом отмечалось повышение ощущения комфортности при передвижении.

Внедрение результатов методики РДА в клиническую практику проводилось:

  1. Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой ( бывшая Тушинская детская городская больница).

Телефоны: +7 (495) 496-74-90. Адрес: Москва, ул. Героев Панфиловцев, 28;

  1. Научно-практический центр помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области.

Справочная служба: +7 (495) 439-27-10; +7 (495) 934-17-53.

Официальный сайт: www.npcmed.ru, адрес: Москва, ул. Авиаторов, 38;

  1. Российская детская клиническая больница.

Справочная: +7 (495) 936 9009; +7 ((495) 434 1000, e-mail: clinika@rdkb.ru

Адрес: 117997, Москва, Ленинский пр-т, 117.

Share your thoughts

0 Replies to “РДА – новый способ восстановительного лечения детей с ДЦП”

  1. Автоматические движения представляют собой элементы (под программ ы) двигательной системы, находящиеся под влиянием вышележащих двигательных центров. С точки зрения восстановления регулирующих функций ЦНС у детей с ДЦП становится крайне важным максимально возможно приблизиться к схеме подобных физиологических взаимоотношений, с тем чтобы дать возможность данной функциональной системе сохранить потенциал к своему дальнейшему развитию и совершенствованию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *