Азбука ДЦП Рекомендации родителям

Период адаптации родителей особенных детей

Семья является первой и самой важной структурой для каждого ребенка, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Именно в семье, в различных повседневных ситуациях, ребенок пытается освоить основные навыки, такие как ходьба, речь, самообслуживание, социальное поведение. Но очень часто родители проходят через болезненный процесс, узнав, что их ребенок родился не таким как все.

Возникшие проблемы могут стать причиной негативных чувств, неудовлетворенных ожиданий и надежд. Иногда у родителей появляется чувство стыда и вины, усталость с долгосрочным осуществлением деятельности по уходу. В результате формируются искаженные отношения между членами семьи.

Период адаптации родителей – длительный и сложный процесс. Семью детей с особенными потребностями нужно подержать в начале их сложного пути. Очень важно раннее выявление нарушений у ребенка и немедленное вмешательство.

Опыт родителей, у которых появляется особенный ребенок, разделяется на несколько этапов. Чаще всего многие из них остаются в фазе шока или эмоционального кризиса. Немногие проходят адаптацию и начинают осознавать необходимость конструктивных действий. Продолжительность каждой стадии довольно разная в зависимости от личности родителей и качества производимой поддержки.

Период шока

Часто называется критическим периодом или периодом эмоционального напряжения. Следует сразу же после того, как родители узнают, что их ребенок является инвалидом, и не сможет развиваться должным образом. Большинство из них ломается, происходит дезориентация психического равновесия, а отчаяние, горе, наркотики, обиды, безнадежность и беспомощность нередко становятся постоянными спутниками. В течение этого периода родители нуждаются в профессиональной помощи извне.

Период эмоционального кризиса

Также называется периодом отчаяния и депрессии, характеризуется доминированием очень сильных негативных переживаний. Родители воспринимают свое положение как безнадежное, отчаянное и беспомощное. У них появляется чувство недостаточности и несбывшихся надежд в связи с несоответствием идеала и реальной жизнью ребенка. В течение этого периода родители очень пессимистически смотрят на будущее своего малыша. Отношения начинают вызывать агрессию среди других членов семьи, теряется взаимопонимание, появляется враждебность по отношению к окружающему миру.

Период адаптации к очевидной ситуации

В этот период родители не в состоянии принять ситуацию, что их ребенок – инвалид, и используют различные защитные механизмы, создавая образ действительности в соответствии с их желаниями. В результат появляется ложная картина, которая доминирует в реальной жизни. Другие родители признают факт инвалидности, но используют механизм защиты неоправданной веры в возможность излечения болезни, и они обращаются к нетрадиционной медицине, биоэнергетикам, экстрасенсам и всевозможным «волшебникам». Еще одна часть родителей ищет виноватых в болезни ребенка. В этот период они поддаются апатии, унынию и пессимизму.

Конструктивный период приспособления к ситуации

Лишь немногие родители постепенно приходят к периоду, когда пытаются рационально посмотреть на жизненную ситуацию. Они начинают применять различные образовательные и реабилитационные процедуры, которые помогают ребенку развиваться. Начинают сотрудничество с другими членами семьи и профессионалами. Жизнь и деятельность семьи начинает организовываться вокруг общей цели – помощи ребенку. В опыте родителей начинают доминировать позитивные чувства.

Как успешно пройти периоды приспособления к ситуации

  1. Изучите информацию о заболевании своего ребенка.

Зачастую родители узнают об особенностях своего малыша от врача. В этот момент не стоит закрываться в себе, ведь многие доктора открыты для встреч и откровенных разговоров. Узнайте у специалистов все, что связано с заболеванием, его последствиями, возможностями корректировки или дополнительной диагностики. Чем раньше вы вклинитесь в процесс помощи, тем существенней будет помощь самому ребенку. Ведь в успешной реабилитации играет важную роль не только ранняя диагностика, но и своевременная реабилитация.

Вы можете поощрять членов своей семьи к самообразованию в этом вопросе посредством чтения материалов, просмотра видеопередач или специальных программ. Это может стать ключом в оказании помощи родными вашему ребенку.

  1. Обратитесь за профессиональной помощью.

Консультация у специалистов может стать очень полезной для каждого родителя, независимо от семейного положения. Консультирование может помочь перенаправить свои эмоции в нечто позитивное для семейной ячейки и интересов детей. Консультации проводятся с психиатрами, психологами или в группе поддержки людей, которые имеют подобный опыт.

  1. Установите время отдыха.

Для родителей ребенка с особенными потребностями найти время для себя – редкая возможность. Обязательно выкроите его в своем еженедельном или ежемесячном графике. Это время вы можете провести наедине с собой или использовать для самореализации.

  1. Находите время для всех членов семьи.

Даже если в семье есть только один ребенок и он особенный, не нужно забывать, что у мамы – есть муж, а у папы – жена, не считая бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д. Находите время для членов семьи, чтобы строить единство, пообщаться друг с другом, расширяя свои социальные связи и находя новых друзей.

  1. Вступите в группу поддержки.

Один из лучших способов справиться с депрессией, это найти семьи, где воспитываются дети с аналогичными диагнозами. Встреча с теми, кто знает все из первых рук, уменьшит чувство страха и изоляции. Такие группы оказывают неоценимую помощь, обмениваясь опытом, советами и информацией.

  1. Признайте собственные пределы.

Будьте реалистичны об уровне поддержки и опеки, которую вы можете предоставить ребенку. Вы не очень поможете своему малышу, если будете физически и эмоционально истощены.

  1. Избегайте чувства вины.

Чтобы справиться с эмоциональным потрясением, важно понять, что вы не виноваты в болезни своего ребенка.

Психологи напоминают, что позитивный эмоциональный климат в семье играет важную роль для развития особенного ребенка. Он вызывает непосредственность в поведении детей и позволяет реалистичней думать о своем будущем. Особенные детки не являются катастрофой для семейной системы и не должны быть разрушительными для родителей, братьев и сестер и самого ребенка. При правильном мышлении, системе поддержки и собственных усилиях особенные семьи могут узнать способы борьбы и преодоления хронического стресса, чтобы не только выжить, но и процветать.

(0) комментариев

  1. Мария говорит:

    Спасибо за ещё одну чудесную статью. К сожалению, так и не нашла информацию об авторе. Написано не только профессионально, но и с душой. У Вас в сердце — такая же радуга, как на бэкграундере сайта. Пусть этот свет внутри Вас будет только сильнее, чтобы Вы прошли через всё, что дал Господь!

  2. gorda говорит:

    Спасибо, Мария!

    Особенно радует, что радугу в моем сердце видят окружающие. Поделиться радугой с теми кто в ней нуждается, вытащить из черных дней безнадежности и отчаяния — основная цель, ради которой и пишется этот блог. А автором статьи, в данном случае, является жизненный опыт дцпмамы.

  3. land_driver говорит:

    Мне кажется, очень важно найти людей, которые пытаются решить такие же проблемы, что и ты. Такая взаимная пооддержка просто необходима. В принципе, это необходимо во всех трудных ситуациях

  4. Александр говорит:

    Мне кажется не нужно давить на родителя, который не может смирится с проблемным ребенком, это еще хуже скажется на последнем. Если мама или папа решат уйти, то пусть, так будет лучше на мой взгляд. Ну а если все таки есть желание психологической поддержки, то это должен быть живой человек.

  5. Анна говорит:

    Моему ребенку 11 лет, пройдя этот путь, могу сказать, что целиком и полностью согласна с автором статьи.

  6. Галина говорит:

    Спасибо, Анна, за отзыв. Я написала эту статью имея 14 летний опыт особой мамы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *