Самооценка ребенка с ДЦП

Самооценка ребенка напрямую связана с особенностями его воспитания. Поверить в себя он сможет только тогда, если вы сами поверите в него.

В предыдущих статьях мы уже говорили о том, что формирование адекватной самооценки у ребенка с ДЦП является одной из первоочередных задач специалистов и родителей. Ведь ввиду основной физиологической проблемы, ребенок начинает чувствовать себя неуверенным, неполноценным – и это понятно, он не такой, как все, «белая ворона».

При видимых физических недостатках, с течением времени неприятные психологические последствия будут только нарастать: из-за закрытости и недостатка социального опыта может появиться чувство полной изолированности от общества, оторванности от мира, психологические барьеры в общении с окружающими.

Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок научился правильно соотносить свои возможности, способности, неудачи и успехи. И, конечно, смог ставить в первую очередь адекватные цели, чтобы впоследствии их достигать.

Низкая самооценка: истоки проблемы и ошибки воспитания

Самооценка ребенка напрямую связана с особенностями его воспитания. Сосредоточение внимания на болезни, беспокойство по каждому поводу, ограничение самостоятельности из-за боязни неприятных последствий – все это приводит к посеянной тревоге, беспокойству не только родителей, но и, прежде всего, самого малыша.

Привыкая, что все сделают за него другие, маленький человек становится чрезмерно робким и застенчивым, безынициативным, безответственным, а в более запущенных случаях, как это ни парадоксально — эгоцентричной личностью, предпочитающей манипулировать людьми. Однако именно в руках ближайшего окружения есть уйма возможностей для того, чтобы решить нелегкую задачу по адекватному отношению к себе и развития полноценной, счастливой личности.

Чтобы понять, как повысить самооценку ребенка, для начала необходимо осознать, чего делать не нужно. Желательно воздержаться от:

  • доминирующей гиперпротекции – неусыпного контроля над чадом, создания вокруг него мира правил, ограничений и запретов, которые лишают самостоятельности.
  • потворствующей опеки, которая основана на максимальном удовлетворении детских потребностей и постоянных потаканиях.
  • завышенной моральной ответственности, когда от ребенка требуют «сорвать с неба звезды», ограничивая его собственные желания в угоду амбициозным планам родных и близких. В первую очередь, с небес на землю должны опуститься родители: ребенок – только тот, кто он есть, а не тот, кем он должен быть в ваших мечтах. Нет предела совершенству разумеется, но нужно помнить и о чувствах малыша, которому в подобной обстановке постоянно кажется, что он делает все не так. И без того низкая самооценка может упасть «ниже плинтуса»
  • эмоционального отвержения, когда родители пытаются попросту сбежать от возложенной на них ответственности в жизни. Ребенок при этом чувствует себя «пятой лапой у собаки», искренне пытается привлечь внимание к себе, как правило, безрезультатно, что впоследствии приводит к невротическим расстройствам и инертной импульсивности. Чувство одиночества и забытости – постоянные спутники.

Формирование адекватной самооценки: рекомендации для родителей

Первое, чем могут и должны помочь родители своему чаду – это, разумеется, регулярно оказывать психологическую поддержку, налаживая эмоциональный контакт. Нужно просто говорить о своей искренней вере в то, что малыш все сможет, если действительно захочет.

Важно помнить, что ваша родительская оценка несет для ребенка необычайную важность, он хочет себя видеть именно таким, каким желаете видеть вы – и этим все сказано. Поэтому каждый ваш отзыв, каждое поощрение и каждое доброе слово, будто маяк в кромешной мгле ограниченных возможностей. Кроме того, необходимо нацелиться на:

  1. Развитие положительной оценки ребенка, как личности. Не заостряйтесь на «не могу», акцентируя все внимание на том, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  2. Отказ от чрезмерной опеки (более подробно оговорено выше).
  3. Особое внимание к воспитательной позиции. Формируйте у ребенка чувство собственного достоинства руководствуясь принципом: не такой как все – еще не значит хуже. Уважайте ваше чадо не как своего ребенка, которого всегда жаль и который нуждается в постоянном уходе, а как самостоятельную личность, которая ни от кого не зависит.
  4. Поддержание малыша действиями: объятия и прикосновения, совместные посиделки и игры, разговоры и подмигивания, беседы и смех – все это способствует внутреннему раскрепощению.
  5. Создание успешных ситуаций, поощрение за новые достижения.
  6. Развитие такой системы взаимоотношений, при которой ребенок научится принимать себя таким, какой он есть, без ущерба для самосознания. Не спешите поправлять ребенка, если речь его невнятна, дайте ему возможность выразить себя, научиться отстаивать свою точку зрения, просто выговориться – о себе, о своих чувствах и переживаниях.

Помните, ваш ребенок – уникален и неповторим. И поверить в себя он сможет только тогда, если вы сами поверите в него. Только у счастливых родителей вырастают счастливые дети.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *