Социальный интеллект: возможности социальной адаптации

Социальный интеллект. Возможности социальной адаптации людей со сниженным уровнем интеллекта. Гении со сниженным интеллектом.

С научной точки зрения интеллект понимается, как способность адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому не удивительно, что процесс социальной адаптации часто напрямую связывают с развитием интеллекта. В связи с этим не теряет актуальности вопрос: есть ли возможность с помощью доступных средств помочь больным с такими диагнозами, как ДЦП и аутизм, синдром Дауна или Аспергера, и сделать их полноценными членами общества? В этом сегодня и попробуем разобраться, уважаемые читатели.

Понятие социального интеллекта и его особенности

Социальный интеллект это интеллект, который формируется путем социализации, под воздействием условий социальной среды. Иными, более простыми словами, это способность адекватно воспринимать человеческое поведение, умение быстро адаптироваться в обществе и строить личностные взаимоотношения. По мнению ученых, этот процесс напрямую связан со способностью выражать автоматические суждения об окружающих и прогнозировать их реакции на те или иные обстоятельства.

Интеграция в общество людей с отклонениями умственного развития, разумеется, не может происходить также, как у здоровых, ведь имеющийся дефект разрушает социальные и культурные связи. Отсюда вытекает непринятие социальных норм и требований, которое нужно устранять на самых ранних этапах развития.

Зависимость социальной адаптации от интеллекта

Основными неблагоприятными факторами в данном случае являются слабая любознательность, плохая восприимчивость ко всему новому и, как следствие, слабая обучаемость, низкий и кратковременный интерес к предметному миру.

Именно поэтому при отсутствии грамотной коррекционной работы ребенок почти не контактирует с людьми, вне зависимости от их возраста, а, значит, не накапливает социальный опыт, что, в свою очередь, пагубно влияет на высшие психические функции, такие как воля и мышление, речь и самосознание, воображение и произвольная память.

Дети, имеющие интеллектуальные нарушения располагают неполными представлениями о своем социальном окружении, достаточно размытым пониманием жизненных перспектив и пассивным отношением к общественным поручениям. Для них социальная адаптация – это, в первую очередь, соответствие общепринятым нормам и ценностям, т.е. возможность взаимодействовать с изменениями, правильно оценивая их, а также достигать определенных целей в рамках существующих норм.

Поэтому первоочередной задачей в данном контексте является обеспечение их адекватного взаимоотношения с обществом, осознанного принятия установленных норм и правил и, самое главное, способности активной, полноценной жизни в социуме. Но реально ли это? Или все абсолютно безнадежно?

 

Возможности социальной адаптации при сниженном интеллекте

Ответ однозначный дать сложно. Многое зависит от степени поражения интеллекта. Но при условии неравнодушия общества, расширения бытового и социального опыта, социализация людей со сниженным интеллектом возможна. Эта задача успешно решается:

  • средствами специального образования, максимального приближения учебного процесса к реальным жизненным условиям, например, путем моделирования жизненных и производственных ситуаций;
  • вниманием к востребованности теоретических знаний в повседневной жизни;
  • связью теоретических понятий с окружающей действительностью;
  • формированием адекватного восприятия общественных социальных ролей;
  • повышением регулирующей роли интеллекта в человеческом поведении при разных обстоятельствах;
  • повышением и усилением мотивационной стороны речи путем стремления сделать общение понятным.

При формировании у особого ребенка социальных умений, ключевым фактором является достижение его положительного отношения. Этого возможно достичь путем постоянного обучения элементарным навыкам – обязательно с улыбкой и доброжелательным отношением, ведь такая простая вещь, как улыбка – это не врожденная способность, а качество, развивающееся под воздействием социальных факторов.

Необходимо регулярно создавать ситуации, направленные на стимуляцию речи, поощрять любые успехи, даже самые незначительные, повторять и разучивать слова и фразы на основе просьб, спрашивать о местонахождении предметов, работать с картинками и действиями, максимизировать разговоры, оречевлять каждую мелочь, происходящую в окружающем мире.

Немаловажным фактором успеха является обучение адекватному поведению в общественных местах и на улице, критическому отношению к собственному поведению, выдержке и организованности через «Я хочу». С помощью этих и других способов достигаются значительные сдвиги в соотношении интеллектуальных и аффективных компонентов личности:

  • осуществляется не только приспособление к новым социальным условиям, но и реализация потребностей, интересов и стремлений человека;
  • происходит вхождение личности в новое социальное окружение, как полноправной части общества;
  • устанавливается четкое самоутверждение индивидуальности и ее дальнейшее развития;
  • совершенствуется качество общения, поведения и предметной деятельности на основе принятых общественных устоев;
  • эволюционируют стремления, потребности и интересы, необходимые для самоопределения.

Для мотивации, или гении со сниженным интеллектом

В современном мире ни для кого не является секретом, что люди с синдромом Дауна работают, как обычные люди, хотя почти в 100% случаев заболевания их интеллект заметно снижен. А при синдроме Аспергера – разновидности аутизма – уровень интеллекта и вовсе может достигать планки выше среднего.

 

Истории известно множество примеров: это и гениальный физик Альберт Эйнштейн, которого считали необучаемым, и известная английская писательница Джейн Остин, и мудрейший из древних философов Сократ, и французская экспериментаторша, и педагог Мария Кюри, и Исаак Ньютон. Каждый из них, как доказала история, по-своему гениален. И, тем не менее, каждый из них, по мнению современных экспертов мог обладать элементами аутизма. Можно ли после всех феноменальных достижений этих людей сказать, что отсутствие социальной адаптации влияет на интеллект?

Дорогие друзья, помните, что при доброжелательном отношении и гармоничной атмосфере все невозможное становится возможным. Читайте, думайте, делитесь опытом и своими успехами!

Share your thoughts

0 Replies to “Социальный интеллект: возможности социальной адаптации”

  1. Для большинства теорий интеллекта социальный интеллект оказывается темной стороной и находится на периферии изучения. Согласно однофакторным теориям, в основе всех видов интеллекта лежит одна способность. Сторонники многофакторных теорий считают, что интеллект состоит из нескольких независимых способностей.

  2. Ух вы и сказали, я прям два раза прочитал ваш комментарий!

    По поводу интеллекта хочу сказать, что он падает, вижу только ухудшения и скоро наверное будет какой то переломный момент!

  3. Александр, вы наверное говорите об интеллекте как умственных способностях? Отчасти с вами согласна.

    Что касается именно социального интеллекта, то для одних это умение жить в социуме и не быть затоптанным этим социумом, а для других хоть как-то вклинить себя в социум. Причем это не потребность, а, увы, необходимость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *