Воспитание детей с ДЦП Развивающие игры для детей ДЦП

Строим взаимоотношения с помощью сюжетно-ролевой игры

Игра является самостоятельной деятельностью ребенка, которая носит коллективный характер, развивающий маленькую личность: активная работа психических и мыслительных процессов, развитие речи и мышления, работа памяти и воображения, усиление эмоциональных и волевых проявлений – все это делает сюжетно-ролевую игру важнейшим аспектом жизни малыша. Имея ряд особенностей, она является своеобразным «зеркалом» окружающей действительности, человеческих взаимоотношений – вы, как мамочки, наверное не раз замечали этот факт. Именно поэтому не удивительно, что увлекательный процесс является важнейшим средством для воспитания и развития. А формирование взаимоотношений детей в сюжетно ролевой игре является одной из ключевых задач социально-нравственного развития малышей.

Формирование личностных взаимоотношений и их значение в жизни ребенка

В первую очередь, необходимо отметить, что на уровень детских взаимоотношений, а, значит, и на личность ребенка, развитие его эмоционально-чувствительной сферы, знаний, умений и социальных навыков влияют множество факторов, основным из которых являются условия существования – начиная от домашних и заканчивая уличными. Общаясь в ходе игрового процесса, и открыто взаимодействуя с партнерами, ребенок обретает независимость и самостоятельность, совершенствуя такие личностные качества, как доброта и взаимное доверие, умение ладить с другими и быть готовым к сотрудничеству, рационально решать возникающие конфликтные ситуации и отстаивать собственную точку зрения.

Помимо всего прочего, в ходе формирования межличностных связей ребенок растет творчески, видоизменяя фантазию, и развивает социальную компетентность, благодаря возможности адекватной оценки не только собственных поступков, но и действий других, формирует моральные чувства и нравственные представления.

Немаловажным аспектом в данном вопросе является появление чувства уважения к взрослому, а также развитие коллективных чувств по отношению к ровесникам.

Современные сюжетно-ролевые игры и основные принципы их построения

Разнообразные сюжетно-ролевые игры, как традиционные типа «больницы» и «семьи», «гаража» и «самолетов», рассказывающих о поразительных свойствах увиденного, функциональности действий, их основной направленности, так и более современные их варианты с инсценировкой деятельности, (например, модельного агентства), должны выполнять определенные цели. Прежде всего, учить детей правильно строить общение, распределять социальные роли, договариваться и действовать согласованно в разных жизненных обстоятельствах, воспитывать уважение к любому труду – начиная от летчика и заканчивая фотографом.

Создавая образ взрослого, являющегося представителем той или иной профессии, важно познакомить малыша с ее основными атрибутами и полным принятием. Например, при игре во «врача» ребенок должен одеть халат и шапочку, не переключаясь тут же на игру в кубики. Если ребенок обожает все «магазинное», нужно обязательно обустроить домашний супермаркет, используя все, что есть в доме. Сгруппировав несколько десятков различных предметов из «ассортимента» и прикрепив «ценники», следует помочь ребенку стать покупателем и обзавестись личными «деньгами». Данная сюжетно-ролевая игра поможет привить ребенку понимания стоимости вещей, а также станет отличным поводом усовершенствовать навыки счета и знания цифр.

По аналогичному принципу строится модель игры в «банк» и «турагенство», «телевидение» и «редакцию» газеты, корпорацию сотовой связи или дизайнерскую студию. При этом важно, чтобы процесс состоял из таких компонентов, как:

  • ознакомление с окружающим миром через активную деятельность;
  • наполнение жизненного опыта и организация предметно-игровой среды;
  • взаимодействие и постоянное общение со взрослым (родителем, воспитателем, няней).

Развитие мышления и фантазии с помощью сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра – это вид креативной активности, который объединяет общение и предметную деятельность и творчески развивает ребенка. Учитывая тот факт, что воображение складывается непосредственно в игровой деятельности и становится управляемым, в процессе ребенок учится пользоваться возникающими образами, непроизвольно планировать свою деятельность, фантазируя по самым разным поводам. Эффект может быть достигнут с помощью таких приемов:

  • совместного обсуждения сюжета с последующим введением дополнительных ролей;
  • использования предметов-заместителей и очередности принятия ролей;
  • чередования главных и второстепенных ролей и формирование через понравившихся персонажей положительных поведенческих навыков;
  • активное обсуждение возникающих ситуаций.

Для углубления детских представлений по тому или иному вопросу, привития естественного интереса к художественной деятельности, рисованию и музыке, необходимо направлять способности ребенка на конкретную цель, а ролевое поведение, в котором отображаются характерные свойства детского воображения, как раз подразумевает взаимодействие.

Обозначая свою роль на предметно-чувственном материале, способности продемонстрировать собственные эмоции и выразительные способности, обеспечивая необходимую коммуникацию с другими участниками процесса, ребенок активирует фантазию, придумывает свои неожиданные повороты событий, реализуя таким образом мыслительный и творческий потенциал. Не забывайте поощрять ребенка, становясь гарантом детской свободы и самостоятельности.

Взрослый должен стать попутчиком малыша, мотиватором его поведения, комментатором и рассказчиком. Разыгрывая нестандартные ситуации, можно и даже нужно наблюдать за детской реакцией, поведением ребенка в условиях нетипичной ситуации. Подобным образом можно научить ребенка распределению ролей, объединению коллективных усилий ради достижения цели, а не перекладывать ответственность на других. Основная цель демонстрации нетипичных ситуаций состоит в преодолении собственных страхов, природного стеснения и стремления большую часть времени держаться «в тени».

Благодаря разнообразным неординарным задачам, ребенок научится правильно реагировать на повседневные жизненные события, обобщит деловые навыки, научится аргументировать новые идеи, усовершенствуя мышление, доказывать и отстаивать собственное мнение и улучшит общее психологическое состояние.

Подводя итоги, следует отметить, что самой главной задачей сюжетной ролевой игры является обучение ребенка справедливо решать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению других и проявлять самокритичность. Именно поэтому родитель постоянно должен вести разговор, беседу с ребенком, направленную на обсуждение тех или иных фактов и случаев, которые имеют место в межличностных отношениях. Будет весьма полезным поговорить о том, как правильно и неправильно поступать, как вести разговоры с другими людьми, рассказать о внимательности к предложениям и просьбам других. Желаем вам удачи в создании собственного социального пространства – подписывайтесь на обновления нашего блога, чтобы узнать еще много интересного.

(0) комментариев

  1. Людмила говорит:

    И конечно, велика роль сюжетно-ролевой игры. У взрослого больше опыта, знаний, он всегда сможет направить ребенка по новому сюжету игры. А здесь уже малыш присоединит свой опыт и фантазию. Игра — есть жизнь маленького человечка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *