Дорогие читатели, вы как никто другой знаете, что естественным желанием каждого родителя является стремление к тому, что родное чадо росло и развивалось наравне, а в идеале – даже лучше своих сверстников, чтобы малыш умел и любил делать нужные и важные вещи. Сюжетно ролевые игры для детей, как один из видов человеческой деятельности — основополагающая развития ребенка. С ее помощью он не только развлекается и весело проводит время, но и учится непосредственно жизни и уверенному общению в окружающем мире, учится человеческой культуре и самовыражению.
Что такое сюжетно ролевая игра
Являясь неизменным спутником детства, игра тесно переплетается с основными видами деятельности – трудом, учением, будничной жизнью, ведь главное в ней отнюдь не результат, а сам процесс. Процесс мысли и движения, разговора и восприятия – иными словами, задействования основных психических процессов, связанных с мышлением и воображением, развитием памяти и воли. Таким образом, сюжетно-ролевую игру можно с уверенностью назвать эффективным средством воспитания, ведь ее основная роль состоит в том, что ребенок учится осознавать себя полноправным членом человеческого социума, имея уникальную возможность оценивать собственные действия, адаптироваться к непростым условиям и познавать сферу разнообразных коллективных отношений.
Сюжетно ролевые игры для детей, вдохновляющим фактором которых является окружающий мир и жизнь в целом, всегда эмоционально насыщенны и увлекательны, они развивают такие качества малыша, как самостоятельность, активность, творческая фантазия. Основное их содержание раскрывается, конечно, в сюжете – ряде событий, которые жизненно взаимосвязаны, характере действий и отношений участвующих. Именно поэтому роль считается основным стержнем игрового процесса, ведь это означает, что ребенок отождествляет себя с человеком и действует от его имени с помощью определенных действий и слов, пантомимы и мимики.
Значение взрослых в игре детей
Учитывая тот факт, что в процессе маленький человечек пытается воссоздать свою собственную модель взрослого общества, именно участие зрелых, сформировавшихся личностей имеет необычайную важность в сюжетно-ролевой игре. Задача родителя в данном случае состоит в мягком управлении ребенком, без нарушений при этом главного действия. Ведь подражая взрослому миру и, как будто становясь его зеркалом, ребенок часто примеряет на себя роли асоциального характера. В данном случае главная цель родителя – оказать помощь в выработке негативного отношения к подобным образам. Таким образом, взрослый должен:
- планомерно обогащать детский опыт в соответствии с возрастными требованиями, расширять представления ребенка об окружающих предметах и явлениях, а также деятельности взрослых, формируя таким образом эмоционально-нравственные оценки;
- превратить обучающую игру в способ перевода реального жизненного опыта в условный, игровой;
- своевременно изменять предметно-игровую среду и тем самым способствовать закреплению полученных впечатлений, а также развитию самостоятельности;
- непосредственно общаться с ребенком в ходе игрового процесса, заменяя недостающих старших товарищей, становясь не просто взрослым из «того» мира, а полноправным партнером;
Главная суть воспитания игрой состоит в использовании со взрослым более сложного построения процесса, который в будущем можно перенести в самостоятельную жизнь.
Сюжетные игры и игрушки – развитие фантазии и интеллекта
Сюжетные игры неразрывно связаны с игрушками, отражающими конкретный образ. Через всевозможных мишек, зайчиков и котиков ребенок контактирует с живыми персонажами на основе определенного сюжета, как сказки, так и ситуации из жизни.
Сюжетные игрушки помогают эффективно развить личностную сферу ребенка через влияние на эмоциональные позиции, включаться в человеческий мир через отражение своего опыта и собственных чувств, а также перебороть собственные страхи, научиться состраданию и человеколюбию и т.п. Кроме того, образные игрушки становятся мотивацией развития интеллекта и творческой составляющей маленького человека. К числу таких средств относятся всевозможные куклы (для девочек) и модели транспортных средств (для мальчиков). Универсальным вариантом сюжетных игрушек для детей обоих полов является мебель и бытовая техника, посуда и фигурки животных/птиц.
Сюжетно ролевые игры для детей — виды и классификация
Классифицируются сюжетно-ролевые игры на определенные виды, в зависимости от тематики и содержания игры:
- бытовые – к их числу относятся инсценировки дома и семьи, праздников и кукольных действий. Таким образом, участники демонстрируют свое понимание человеческих отношений.
- производственные и общественные: их основной идеей является труд и сферы человеческой деятельности, будь то медицина и полиция, строительство или школа.
- героико-патриотические, нацеленные на исторические подвиги и достижения страны и народа;
- литературные – на тему литературных и киногероев, сюжетов теле- и радиопередач;
- режиссерские, основой которых являются действия посредством кукол: разговор, имитация поступков и т.п. При этом происходит двуплановое действие – и за куклу, и за собственную личность.
Моделирование взрослого общества
Моделируя взрослое общество, игра способствует формированию внутричеловеческих связей. Через взаимодействие двух систем «ребенок – дети» и «ребенок-взрослый» маленький человек не только учится правильно строить отношения с родителями и содействовать внутрисемейной гармонии, но и примеряет на себя конкретные социальные роли: девочки – маму, что помогает сформировать природный материнский инстинкт и принципы будущего обращения с ребенком, мальчики, соответственно, главы семьи и добытчика. Важно понимать тот факт, что дети не любят изображать самих себя, в этом, собственно и заключается основное предназначение ролевой игры – обязательное перевоплощение. Именно оно поможет в будущем справиться с насущными проблемами повседневного мира.
Дорогие мамочки, помните: сформировать правильное отношение к важным в жизни вещам можно не только на словах, но и собственным примером.