В связи с общим расстройством двигательной сферы, недостатком практического опыта и социальных связей у детей с детским церебральным параличом часто (более в 80% случаев) наблюдаются нарушения речевого развития, оказывающие весомое влияние на дальнейшее психическое здоровье. Разумеется, проблемы с речью находятся в прямой зависимости от тяжести мозговых поражений и локализации болезни, именно поэтому логопедическая работа с детьми с дцп должна быть своевременной, комплексной и слаженной.
Необходимость логопедической работы при ДЦП и ее основные задачи
Важность профессиональной работы логопеда с особенным ребенком обусловлена, в первую очередь, развитием артикуляционного аппарата. Ведь главная потребность малыша с ДЦП – научиться чувствовать положение собственных конечностей, ведь отсутствие этого явления приводит к нестойкости звуков и несовершенству лексикона.
При наличии спастики обязательным условием является снижение мышечного тонуса в речевой мускулатуре. Также необходимо учитывать фонетико-фонематические нарушения, которые задерживают общее становление речи и оказывают влияние на скорость усвоения грамматических форм и категорий. Такие дети также часто ограничены в общении, имеют недостаточное слуховое и звуковое восприятие, а, следовательно, и низкую степень речевой активности, поэтому все логопедические занятия должны сочетаться с обязательным обогащением разговорного опыта.
Особенности, методы и приемы развития речи
Первые слова, при отсутствии ЗПР, дети с ДЦП произносят в 2-3 года и, при наличии компетентной работы специалистов, к концу этого периода могут совершить резкий скачок в развитии: в 4-5 лет освоить фразы, а в 5-7 – усовершенствовать взаимосвязанные предложения. Однако необходимо учесть тот факт, что каждый ребенок – случай уникальный, имеющий индивидуальные особенности организма, поэтому логопедическая работа может приносить довольно разноплановые результаты в каждом из случаев. Однако очень важно начать исправление проблем до трех лет – только в таком случае можно рассчитывать на их полную ликвидацию. Работа по формированию детского словаря носит поэтапный характер:
- Ознакомление детей с предметами – их изображениями и действиями, при их участии, а также с внедрением поисковых ситуаций.
- Более усугубленное рассмотрение свойств и основных качеств предметов, формирование целостных представлений о них с опорой на игровые приемы.
- Увеличение количества качеств и свойств, совершенство подбора слов для характеристики тех или иных предметных особенностей.
- Формирование обобщений и понятий на основе освоения слов.
Приемы и логопедические упражнения должны быть нацелены не только на расширение словарного запаса, но и улучшение умения оперативно мыслить, преодолевать типичные ошибки и совершенствовать грамматическое построение слов. Этого можно добиться с помощью лексических заданий (типа «Измени количество», «Подбери прилагательные», «Составь фразу из слов» и т.п) на темы, связанные с человеческой жизнедеятельностью, например, транспорта, семьи.
Работа по формированию простого предложения должна переплетаться с упражнениями по формированию слоговой структуры, сочетаться с правильным звукопроизношением и их дифференциацией, но только тогда, когда имеет место общение на уровне простейших предложений. Четкое послоговое проговаривание сочетается с ритмичными движениями правой руки при произнесении каждого слога. Если речь идет о тяжелом двигательном поражении, ручные манипуляции проводятся логопедом. Работе обязательно должна предшествовать активная артикуляционная гимнастика.
Важной частью логопедической работы при ДЦП является формирование представлений о предложных отношениях, которое проводится в игровой форме и развивает представления о времени и последовательности событий – дети по картинкам называют времена суток, понимают качества предметов и выражают их с помощью прилагательных.
Ожидаемый результат
Вне зависимости от того, где оказывается логопедическая помощь – в специализированном кабинете, стационаре или учреждении, ее эффективность напрямую зависит от правильной организации не только индивидуальных занятий, но и воспитательного процесса, понимания механизмов речевых расстройств и структуры дефектов у особенных детей. Только в таком случае все Маши, Кости и Саши смогут:
- улучшить речевую разборчивость и развить речевое общение в целом;
- нормализовать тонус мышц и улучшить моторику артикуляционного аппарата;
- развить дыхание, голос, научиться управлять его силой и продолжительностью звука;
- выработать синхронный речевой поток, дыхание и артикуляцию;
- скорректировать нарушение речи и произношение.
Дорогие родители, желаем вам найти свой баланс между терпеливым, но требовательным отношением к ребенку и успешно создать необходимые предпосылки для помощи детям в практическом освоении речи, как основного средства общения.