Обочина мира

В начале 20 века в Америке вышла «Полианна», книга для девочек-подростков. Полианна воспитывается у тетки со скверным нравом, но в отличие от классических, диккенсовских, сироток она преуспевает, делается любимицей всей округи и даже выдает, в конце концов, замуж тетю, которая из злобной старой девы вдруг превращается в приятную женщину.

Секрет Полианны в умении находить во всем положительную сторону и радоваться жизни, чтобы не происходило. Этому она настойчиво учит каждого встречного.

Читая, радуешься поначалу оптимизму повести, но когда героиня встречает некую чудаковатую особу, свою противоположность, меланхолическую домоседку, предающуюся мыслям о бренности бытия в своей спальне, с вечно занавешенными шторами, по сюжету Полианна оптимистичным бульдозером проходит по миру, исполненному, как ей кажется, страданий и с уверенностью в правоте рушит печальный мирок, насаждая свое позитивное мышление — вот тут и приходит сомнение… Почему, собственно, нужно непременно быть успешным и идти по жизни с улыбкой?

Впрочем, книга стала бестселлером и юные читательницы, повзрослев, передали идеалы Полианны своим детям. А внуки перевели философию позитивизма в религиозное русло.

В 1960 году в США взяло начало движение харизматов (разновидность протестантизма). Девиз обновленного христианства: «Бог хочет, чтоб ты был здоровым, позитивным, успешным и богатым». Тут же посыпались книжки с рассказами, как христианину преуспеть в жизни, и забавными (для тех, кто помнит слова Христа о богаче и игольном ушке), названиями, как то: «Иисус и твои деньги».

Обилие продовольственных товаров, доступность кредитов — все это позволило миллионам американцев с одной стороны жить так, как хочет Иисус из брошюрок, а с другой стороны сделало этот образ жизни вожделенным для остального мира. Вечный «ол-райт», сиятельная, стараниями стоматолога, улыбка, взятый в кредит новенький Форд — это джентльменский набор всякого уважающего себя хайтек-мещанина.

Не имеющий этого вызовет жалость, а сознательно эти ценности отвергающий — отвращение. И не удивительно, ведь сам Господь хочет, чтоб у нас все было ол-райт. И как-то незаметно вышло так, что быть несчастным, старым, больным — это все даже не грустно, а попросту неприлично.

Но посреди изобилия оказалось, что с помощью стоматологии и подтяжек можно заставить исправно улыбаться лицо, но невозможно заставить улыбаться душу, если она того не хочет. (Сравнительную статистику самоубийств в развитых странах и странах третьего мира несложно найти в сети.) Но мы помним, что быть печальным это неприлично, особенно когда приходишь со своей печалью в церковь и слышишь, что даже Бог хочет, чтоб ты был позитивен и успешен.

Вскоре к армии стоматологов присоединился батальон фармакологов с антидепрессантами. Если вы не умеете радоваться ценностям всеобщего благополучия, значит, вас нужно лечить до тех пор, пока вновь не начнете ценить мир низких ставок по кредитам. Ведь вы этого достойны!

По счастью у мира существует обочина. Кто-то набрел на нее сам, да так там и остался. Кого-то вытеснили на нее превратности судьбы. Общее у всех одно — надо как-то жить дальше и, если первейшие потребности в пище и тепле удовлетворены и вопрос «как выжить физически» решен, то приходит черед вопроса более сложного: «а чем жить?».

Людям из мира позитива нет нужды задумываться об этом, потому что рекомендации по обустройству души сыщутся в каждом журнале с картинками и любая телепередача несколько раз за эфир прервется на пятиминутные наставления о правильном выборе идеалов. А вот нам придется думать самостоятельно. И всякий готовый рецепт, от сколь авторитетных лиц он не был бы получен, лишь отдалит нас от ответа, который у каждого окажется своим.

Немалым стимулом жить может оказаться поиск границ своих возможностей — границ сознания, например. Или, если возможности разума не слишком велики — развитие способности любить. Ценно все, что позволяет выйти за рамки самого себя. Создавать себя заново, открывая новые горизонты мышления и чувств — эта возможность сделаться прилежным подмастерьем нашего Творца. Величайший его нам дар — это возможность стать соучастниками Его творчества. Изменять себя изнутри, путем усилий становиться другими людьми, нежели были. И это доступно любому из нас, не зависимо от физических возможностей.

(Ювеналий Балабас. 2014 г.)

Нино Катамадзе. Музыка с обочины мира.

Дорогие читатели! Если статья была вам интересна, оставьте свой отзыв, пожалуйста. Мне важно ваше мнение. Это позволит сделать блог более интересным и полезным. Также вы можете сказать «Спасибо!» автору статьи, нажав на кнопку социальных сетей и поделиться информацией с вашими друзьями.

Share your thoughts

0 Replies to “Обочина мира”

  1. Вполне согласна с автором, вечный «ол-райт» весьма смахивает на разновидность дебилизма.

    Вместе с тем «печальный мирок, чудаковатой особы» — это то же крайность. Врядли отгороженность от мира и плотно занавешенные шторы могут способствовать поиску замысла Творца.

  2. сейчас есть целое направление в нашей российской психологии — позитивная психология. но как я понимаю там суть не столько в вечной улыбке, сколько в том, чтобы найти в этой черной полосе светлую сторону. то есть не зацикливаться только на плохом, а понять куда делать следующий шаг чтобы это плохое обернулось благом. ну то есть некий аналог пословицы «все, что ни делается, делае=тся к лучшему»

  3. Мне очень понравились рассуждения автора о «голливудской улыбке», согласна, нельзя быть пессимистом, но порой так сложно преодолеть бесконечный поток трудностей и не оказаться на обочине мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *