Лечебная физкультура в поздней резидуальной стадии ДЦП представляет определенную сложность, но тем не менее не перестает быть актуальной. Оптимальный вариант — занятия на фитболе или гимнастическом мяче.
Во-первых, мяч позволяет решить сразу несколько реабилитационных задач, и главные из них — расслабление и нормализация мышечного тонуса, плюс — пассивное растяжение спастичных мышц с целью борьбы с контрактурами.
Во-вторых, мяч заменит собой руки одного из методистов. А поскольку речь мы ведем о детях от 7 до 18 лет, то учитывая вес, рост и тяжесть их патологии, порой для эффективных занятий необходимо участие 2-3 помощников (методистов).
Почему сложно заниматься со взрослыми пациентами
Обычно к 7 годам ребенка и тем более в старшем возрасте мы сталкиваемся с тем что:
- Уже сформирован патологический двигательный стереотип
- Движения в некоторых суставах ограничены или отсутствуют
- Тонические рефлексы к этому времени уже стали патологическими и мешают формированию правильных движений
- Расстройство функции вестибулярного аппарата препятствует удержанию равновесия в положении сидя, стоя, и тем более во время ходьбы
И тем не менее все вышеперечисленное совершенно не означает, что занятия ЛФК уже не имеют смысла, это означает лишь наличие дополнительных специфических возрастных сложностей.
В 2002 году в научно-практическом журнале «ЛФК и массаж» №2 была опубликована методика разработанная В. Т. Кожевниковой под названием «Мяч-батут-растяжение». Методика была успешно опробована во всем известной детской психоневрологической больнице № 18 г. Москвы и рекомендована к применению.
Основным инструментом методики является гимнастический мяч или фитбол. А основная фишка метода в том, что для занятия на фитболе используют не полностью накачанный мяч, который в таком состоянии обладает эффектом батута, но при этом удобнее батута.
Покачивания на таком мяче вверх-вниз как на батуте, создают специфическое ускорение, которое эффективно тренирует вестибулярный аппарат и способствует расслаблению. В ходе занятий мышечное расслабление дополняется упражнениями на растяжение.
Перед началом выполнения упражнений обязательно проводятся мероприятия, направленные на общее расслабление.
Упражнение для общего расслабления
Для общего расслабления пациент укладывается на мяч лицом вниз, один методист мягко фиксирует его плечи на поверхности мяча, руки — симметрично вдоль туловища. Если такое положение рук затруднено, руки могут быть разведены в стороны.
Другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча, и по мере достижения расслабления, разводит их, как бы обнимая мяч ногами. При этом выполняются медленные покачивания мяча вперед-назад, вправо-влево и по кругу.
Во время проведения упражнения на общее расслабление голову пациента через несколько покачиваний мягко поворачивают то в одну сторону, укладывая на ушко, то в другую.
Комплекс упражнений метода «мяч-батут-растяжение»
Упражнение 1. Исходное положение (И.П.) на животе. Методист разводит руки ребенка и ладонями вниз укладывает на мяч. Продолжая колебания мяча вверх-вниз, руки, обхватывая мяч, медленно перемещаются вверх, сопровождаются поворотами головы. Два методиста выполняют упражнение на растягивание рук в стороны, третий фиксирует на поверхности мяча ноги в максимально возможном разведении. Растяжение осуществляется с захватом рук за предплечья, с поддержкой локтевых суставов в положении разгибания, продолжительностью — 3-5 секунд, при необходимости голова ребенка поддерживается с соблюдением ритма колебательных движений. Растяжения повторяются 2-3 раза, чередуются с паузами общего расслабления. Первое растягивание по методике «Мяч-батут-растяжение» (МБР) всегда направлено на расслабление мышц плечевого пояса, шеи и верхних конечностей.
Упражнение 2. И.П. то же. Руки располагаются на мяче вверх относительно туловища, голова повернута в сторону. Методист сгибает одну ногу до 90-130° в коленном и тазобедренном суставах, скользя по поверхности мяча. Если выявляется ограничение сгибания, обусловленное выраженной спастичностью мышц, конечность фиксируется в достигнутом положении рукой методиста и, продолжая покачивание, ребенок расслабляется в сформированной позе. Объем сгибания через отведение постепенно увеличивается от процедуры к процедуре. Вторая нога фиксируется другим методистом в среднем положении.
Упражнение 3. При выявлении у больного эквинусной установки стоп из этого исходного положения выпрямленная нога ребенка мягко выводится в среднее положение так, чтобы надколенник ее располагался строго вниз, к поверхности мяча. Удерживая одной рукой стопу за голеностопный сустав, а другой рукой коленный сустав в разогнутом положении, стопа осторожно опускается на поверхность пола. Колебания мяча прекращаются и, слегка прокатывая мяч вперед-назад, достигается опора на полную стопу. С целью увеличения амплитуды разгибания в голеностопном суставе, с каждым покачиванием мяча эта нога «отступает» от мяча и тем самым увеличивалось тыльное сгибание (разгибание) стопы.
Варианты поддержки коленного сустава при выполнении этого упражнения зависят от его установки: при наличии у ребенка сгибательной установки в коленном суставе, методист одной рукой фиксирует стопу на поверхности пола, а другой содействует разгибанию в коленном суставе, при тенденции к рекурвации коленного сустава — с удержанием коленного сустава в согнутом состоянии. Упражнение на растяжение повторяется 2-3 раза.
Упражнение 4. Одновременное растяжение всех конечностей и позвоночника. Руки направлены вверх и несколько в стороны в виде буквы «У», ноги в положении возможного разведения. Длительность растяжения 3-5 секунд, число повторений 2-3.
Упражнение 5. И.П. на спине. Один методист находится со стороны головы ребенка и надежно фиксирует плечевые суставы и руки ребенка в положении вдоль туловища своими ладонями и предплечьем. Второй методист, управляя движениями мяча и фиксируя тело ребенка на мяче с захватом в нижней трети бедер, прокатывает мяч на себя с тем, чтобы создать возвышенное положение для головы — облегченное положение для сгибателей шеи, находящихся в состоянии некоторого растяжения вследствие запрокинутого положения головы на круглой поверхности мяча. Выполняется тренировка правильного сгибания головы — без смещения ее к грудине. Важность этой тренировки обусловлена усилением шейного лордоза с наклоном головы кпереди у больных при ходьбе. Подъем головы из положения лежа на спине или на животе осуществляют с помощью блока с перемещением верхней части туловища, а повороты головы из стороны в сторону в неполном объеме, амплитуда их может быть различна, особенно при выраженной сторонности поражения. Достигнутая в результате этих мероприятий стабилизация положения головы является в ряде случаев показателем значительного улучшения в состоянии ребенка.
Упражнение 6. ИП на спине. Упражнение на растяжение мышц плечевого пояса и верхних конечностей. После растягивания руки укладываются вдоль туловища или свободно располагаются на мяче.
Упражнение 7. ИП то же. Сгибание головы сопровождается сгибанием одной ноги и подтягиванием ее к животу до образования туловищем вогнутой дуги. Если во время сгибания у ребенка выявляется тибиальная синкинезия, методист неподвижно фиксирует стопу в положении сгибания и, приложив адекватное усилие, растянув разгибатели стопы, удерживает ее в этом положении. Вторая нога фиксируется на мяче.
Упражнение 8. И.П. то же. Руки ребенка несколько в отведении, плечи надежно фиксируются ладонями и предплечьем методиста со стороны головы ребенка. Второй методист, стоя справа от ребенка, заводит левую руку (ладонью вниз) под правое бедро ребенка, захватывает левую ногу и перемещает ее к себе свободной, осуществляя постепенный плавный поворот таза влево и оказывая правой рукой содействие повороту ладонью, лежащей на крестце. Третий участник поддерживает колено и голень правой ноги, совершающей поворот, в одной плоскости с поверхностью, выполняя синхронные покачивания вместе со всеми участниками процедуры. По показаниям, предварительно может выполняться локальная гипотермия или криоконтраст на спастичные мышцы, ответственные за формирование у больного патологической установки.
Упражнение выполняют очень плавно, с приложением адекватных усилий в момент поворота, до постепенного, этапного достижения поворота таза по отношению к туловищу не более 90-130°. После фиксации в конечном положении в течение 2-3 секунд следует медленный возврат туловища и конечностей в исходное положение и расслабление. Аналогично выполняется поворот в другую сторону.
Что еще нужно учесть для того что бы занятия на фитболе были эффективными
- Первое занятие обычно является ознакомительным, для того что бы ребенок привык к самому мячу, новым ощущениям и перестал его бояться
- Занятия лучше проводить курсами по 10-12 процедур, 3-4 раза в год
- Занятия по методу «мяч-батут-растяжение» рекомендовано проводить на фоне медикаментозного лечения, тепловых процедур, спирт-новокаиновых блокад.
- Противопоказанием для занятий являются органические контрактуры, деформации суставов, заболевания и деформации позвоночника